Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]
15.05.2024
На  XXIV Всеросийской банковской конференции 23 мая выступят директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач, генеральный директор АКРА Владимир Гусаков, старший управляющий директор - главный аналитик Сбербанка Миха...

Россельхозбанк: кризис приведет к ренессансу малых форм хозяйствования на продовольственном рынке

A A= A+ 12.02.2021

Российская экономика переживает трансформацию под воздействием кризиса. Для #продовольственного #рынка основными трендами стали резкий рост спроса на российские продукты за рубежом и изменение модели потребления на внутреннем рынке. Спрос сместился из ресторанов в розничную торговлю, которая в свою очередь потеряла часть потребителей из-за взрывного роста онлайн-заказов. Центр отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка прогнозирует, что конкуренция в интернет-ритейле между розничными сетями и онлайн-маркетплейсами продолжит расти, что придаст дополнительный импульс развитию малых форм хозяйствования.   

 

По данным Росстата, в 2020 оборот розничной торговли упал на 4,1% в сопоставимых ценах, оборот организаций общественного питания упал на 20,7%. По оценке ЦОЭ, российский рынок онлайн-торговли превысил отметку в 3 трлн рублей, доля интернет-торговли продовольственными товарами выросла с 6 до 9%. В перспективе нескольких лет доля онлайн-торговли в России будет подтягиваться до наиболее продвинутых в этом плане Великобритании, Германии, США, где этот показатель составляет около 15%, в Китае – около 30%. 

 

«Переход к модели потребления онлайн начался до кризиса, но кризис значительно ускорил этот процесс. Логично предположить, что по мере возвращения к привычной жизни темпы роста онлайн-торговли могут незначительно снизиться, но конкуренция в интернет-ритейле между сетевой розницей и специализированными маркетплейсами, такими как Свое Родное продолжит расти. Фактором развития рынка интернет-торговли продовольственными товарами станет рост доли фермерской продукции в общем объеме производства сельхозтоваров в России», - отметил руководитель Центра отраслевой экспертизы Андрей Дальнов.  

 

За десять лет с 2010 по 2020 гг. производство фермерской продукции в России выросло в 5 раз до 873,4 млрд. руб. Доля фермеров в общем объеме производства увеличилась в два раза с 7% до 14%. По прогнозу ЦОЭ, доля фермерских хозяйств в АПК в следующие 5 лет вырастет до 18-20%. Встраивание фермеров в производственно-сбытовые цепочки и прямые продажи фермерской продукции важны для диверсификации и поддержания устойчивости всего АПК.  

 

«На примере запущенной Россельхозбанком в 2020 году платформы Своё Родное мы видим, что на насыщенном рынке продуктов питания ценовой фактор начинает уходить на второй план. Потребитель больше обращает внимания на качество, вкус, экологичность и географическую близость производства продукта, что открывает возможности наращивания производства фермерскими хозяйствами. Развитие онлайн-торговли позволяет фермерам существенно сократить сбытовую цепочку от производителя до конечного потребителя, выведя из нее значительную часть розничного звена», - прокомментировал Андрей Дальнов.  

 

На данный момент в производстве продукции сельского хозяйства преобладают крупные и средние организации. Они выполнили свою роль и насытили рынок относительно дешевыми продуктами питания. Самой убедительной иллюстрацией насыщения рынка является достижение абсолютного рекорда по потреблению мяса в России. По предварительной оценке, в 2020 г. потребление составило около 77 кг. Столько мяса россияне не потребляли никогда – ни в РФ, ни в РСФСР, ни до революции. 

 

С ростом доходов населения конкурентоспособность связок «фермеры – несетевые рестораны», «фермеры – онлайн-маркетплейс – потребитель» будет расти по отношению к связке «крупные комплексы – федеральные розничные сети». Рост онлайн-торговли также будет означать, что сократится доля импульсивных покупок, которые обычно осуществляются в специально таким образом спланированных лабиринтах супермаркетов и гипермаркетов. Более рациональный выбор – это выбор в пользу простых, вкусных, насыщенных необходимыми аминокислотами и жирами продуктов. 


Наши проекты