Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Роман Ромашевский, финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank. Новые формы эволюции: почему выживут те, кто умеет меняться

A A= A+ 18.11.2019

Лидеры банковской сферы строят экосистемы, открывая для себя ниши, порой довольно неожиданные. Банки ищут любые способы заработка, ведь доходность традиционных продуктов с каждым годом снижается. Какими станут банки будущего?

В 2016 году Сбербанк заявил об амбициозной цели построить «национальную экосистему» по примеру крупнейших компаний – Google, Amazon и Alibaba.

Стремительной трансформации традиционной модели розничного банка давно уже никого не удивишь.

В экосистему вовлечены как дочерние предприятия банка, так и независимые компании-партнеры. Ряд значимых соглашений был заключен в 2017 году, и с тех пор этот список ежегодно продолжает пополняться.

Например, в 2019 году было подписано соглашение о сотрудничестве с McDonald’s. В своей стратегии банк заявил о расширении предложения дополнительных, синергичных с финансовыми продуктами сервисов в таких сферах, как покупки, дом, отдых, здоровье.  

С целью сохранения долгосрочной конкурентоспособности крупные банки в своих экосистемах готовы далеко выходить за рамки традиционной для себя сферы. Почта-банк изначально задумывался как часть инфраструктуры офисов «Почты России». ВТБ создает IT-платформу, в которую будут входить сервис по аренде жилья, мобильный оператор, цифровая бухгалтерия, маркетплейс банковских услуг.

Экосистема – это в первую очередь эволюция холдинговых структур. Банки с залоговыми активами, диверсифицированные холдинги как нельзя лучше подходят для такой трансформации бизнеса. Таким структурам экосистема позволит стимулировать пользователя использовать функционал других компаний, находящихся в ее периметре, тем самым снижая затраты на привлечение потребителя в дружественные сервисы.

Экосистемы будут охватывать самые разные сферы жизни клиента. Эта тенденция широко распространяется и сейчас. Экосистемы реализуют еще одну важную потребность банков – привлечение и удержание МСБ за счет партнерских сервисов. Это облачная бухгалтерия, валютные сервисы, налоговые сервисы, решения под ключ для создания брендинга – все это будет нацелено на то, чтобы избавить предпринимателей от любой рутины, связанной с сопровождением бизнеса.

В 2017 году на форуме «Финополис» председатель правления Тинькофф Банка Оливер Хьюз говорил, что через 5-7 лет конкурировать между собой будут не банки, а экосистемы. Скорее всего, этому прогнозу будет суждено сбыться, причем даже раньше намеченного срока.

Сегодня на российском рынке работают около 4-5 экосистем, конкурирующих между собой банков. На банковский рынок постепенно выходят IT–компании, которые успешно забирают на себя часть банковских функций – платежи и денежные переводы среди людей. Развитие экосистем, в такой ситуации, единственный способ для банков принять действительно серьезный конкурентный вызов со стороны технологичных компаний.

Банки готовы платить за идеи

Банки, которые не внедряют цифровые инновация уже сейчас проиграли не только финтех-компаниям, но и конкурентную гонку в своей индустрии.

Поиск лучшего клиентского опыта позволяет банкам решить не только стратегические задачи, но и монетизировать клиентскую базу в настоящее время. Создание экосистемы также является решением вопроса о том, что делать с непрофильными активами. Не все банки могут себе позволить держать их на балансе и организовать эффективное оперативное управление.

Экосистема в перспективе должна увеличить доход банков от небанковских услуг. Но пока цифровизация позволяет сокращать расходы банков примерно на 10 -15%. Приходится решать целый комплекс вопросов, связанных с привлечением внимания потребителей, удовлетворением новых запросов, выстраиванием партнерских отношений с другими компаниями.

Однако и расходы банков сравнительно невелики. Покупка 79,6% сервиса по поиску врача Docdoc, по оценкам экспертов, могла обойтись Сбербанку от 800 млн до 1,6 млрд рублей. Активы банка на 1 января 2018 года составляли 23,3 трл рублей. Таким образом, на покупку было направлено 0,007% активов, даже с учетом верхней границы ценового коридора стоимости покупки.

В ближайшие 1-2 года мы станем свидетелями запуска новых цифровых инициатив, банки будут активнее вступать в стратегические альянсы. Для ускорения изменений банкам требуется экспертиза, которой обладают технологические стартапы и институты развития, бизнес-акселераторы. Открытие представительств в Сколково, запуск совместных акселераторов с Фондом развития интернет-инициатив – такие форматы взаимодействия со стартапами нацелены на поиск и быстрое пилотирование готовых инновационных решений, позволяют быстро оценить бизнес-эффект и сократить время вывода на рынок новых сервисов.

Правда, пока ни один IT-стартап, развивающийся в экосистеме напрямую не увеличил доход банка. Измениться ситуация может уже в ближайшие 2-3 года за счет привлечения новых партнеров в экосистемы банки, наращивания IT - составляющей, узнаваемости бренда, продуктовой линейки и нефинансовых сервисов.

Подводя итоги

Скорее всего, банки сохранят свои основные функции пока существует финансовая система. Клиенты по-прежнему хотят идти в банк, для них это вопрос доверия – получить ипотеку в банке, а не в экосистеме.

Финтех-компании, телекоммуникационные компании, агрегаторы и разного рода интернет-кошельки заберут у банков часть платежных функций – процесс проведения платежей прекрасно встраивается в платформенные решения и экосистемы. Но кредитование компаний, гарантии, оценка залогов – это профессиональная сфера деятельности, которую нельзя заменить исключительно цифровыми технологиями.

Тем не менее, конкуренция будет подталкивать банки быстрее развивать услуги для физлиц и предпринимателей на основе партнерских сервисов. «Мы просуществуем ровно столько, сколько мы будем меняться», – считает Олег Тиньков.

По нашим оценкам, сегмент экосистем в ближайшие 5-7 лет может быть представлен несколькими банками из ТОП-30. Условием входа на этот рынок станет возможность отчисления не менее 10% от чистой прибыли на поддержание экосистемы и покупку новых компаний, развитие технологий. Так что такие расходы будут по плечу только крупнейшим банкам.

Роман Ромашевский, финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank

 

 

 

 

 

 

 


Наши проекты