Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

О необходимости создания альтернативной международной финансовой системы с участием России. А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права Тверского государственного университета

A A= A+ 20.07.2022

Раскрыты возможные пути трансформации международной
финансовой системы в связи с введением санкций в отношении
финансовых активов, принадлежащих Российской Федерации.
Определена необходимость создания альтернативной междуна-
родной системы расчетов, платежей и аккумулирования финан-
совых активов с участием России и других заинтересованных
стран. Показан потенциал золота как приемлемого средства
аккумулирования финансовых резервов в целях обеспечения их
сохранности. Высказана идея о необходимости создания новой
макроэкономической финансовой модели в России, способной
обеспечить финансовую стабильность в новых политических и
экономических реалиях.

Экономические санкции к России, введенные иностранными государствами («недружественными странами»), не только приведут к качественным преобразованиям в российской экономике, ее финансовой и денежно-кредитной политике, но и вызовут масштабные изменения в области международных финансовых и валютно-кредитных отношений и формирование альтернативной институциональной структуры в данной области. Экономические санкции против России в том числе предусматривали блокировку части валютных резервов Центрального банка РФ, запрет для российских компаний и государства привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, преимущественно в виде размещения облигационных займов, «отключение» части российских банков (включая Центральный банк РФ) от международной системы осуществления расчетов в долларах США, евро и других валютах и пр. Россия столкнулась с проблемой, которую она должна преодолеть, создав адекватные институциональные структуры и финансово-экономические механизмы.
В обращении президента РФ к гражданам России 16 марта 2022 г. была высказана важная мысль: блокировка валютных резервов Центрального банка РФ подорвала доверие к использованию доллара США в качестве международного резервного и платежного средства и долговых обязательств казначейства США, ранее считавшихся надежным инструментом размещения финансовых ресурсов, а такие действия неизбежно приведут к переориентации странами мира своих финансовых активов из США и других государств, поддержавших экономические санкции, в более безопасные активы, прежде всего материальные, включая углеводороды и металлы. Риск блокировки и возможной последующей конфискации финансовых активов говорит о неприемлемости вложения денежных средств в ценные бумаги иностранных государств.
В качестве альтернативы существующей международной финансовой системы автор предлагает создать международную финансовую систему, основанную на использовании золота как действительных денег, то есть вернуться к системе золотого стандарта в его модифицированной форме. В свое время деньги, основанные на кредите, а не на золоте, стали рассматриваться как более прогрессивная форма, способная преодолеть неэластичность денег, основанных на золоте, а соответствующая кредитным деньгам денежная система считалась способной обеспечить бескризисное экономическое развитие [2, 5–7].

Главное в фидуциарных деньгах – доверие, а если его нет, такие деньги не способны действенно выполнять свои функции. Экономические санкции по отношению к России подорвали доверие к фидуциарным деньгам, и в повестку дня встал вопрос о трансформации (возможно – о реформировании) международной финансовой системы. В создавшихся условиях Россия должна ориентироваться на страны, не поддержавшие санкции, и прежде всего на страны ЕАЭС, КНР, Индию и др.
Можно полагать, что в ближайшее время сформируется локальная международная система взаимных расчетов и платежей в рамках группы этих стран. Их совокупный объем ВВП будет не меньше совокупного объема ВВП США, стран Западной Европы и Японии. Альтернативная международная финансовая система должна основываться либо на использовании какойто из национальных валют в качестве международных денег, либо строиться путем создания наднациональной валюты и соответствующей ей институциональной структуры. По мнению автора, в складывающихся условиях целесообразно в качестве субстанции стоимости наднациональных денег выбрать золото.


Доводы в пользу выбора золота в качестве основы наднациональной валюты 

Первое. Золото является исторически независимым мерилом стоимости и уже выполняло функции мировых денег. Оно глубоко укоренилось в сознании как особый товар, имеющий блистательное прошлое.
Второе. Инвестирование финансовых активов в золото не сопряжено с рисками их конфискации, что не требует географического и валютного распределения финансовых активов. Финансовые активы остаются в рамках национального государства и находятся под его охраной.
Третье. Отсутствует риск инфляционного обесценения финансовых активов, когда в результате денежно-кредитной политики иностранных центральных банков процентная ставка по долговым обязательствам оказывается ниже темпов инфляции.
Четвертое. Отсутствует риск резкого падения стоимости финансовых активов, вложенных в золото. Так, стоимость ценных бумаг в период паники на бирже может упасть за один операционный день на несколько десятков процентов, в то время как покупательная способность золота, используемого в качестве международных денег, будет сохранять определенную стабильность.
Пятое. Существует заинтересованность стран Юго-Восточной Азии и арабских стран в использовании золота в качестве национальных и наднациональных денег [3, 4]. Это связано с традиционным почитанием золота в качестве символа богатства. В национальном сознании жителей этих стран золото могло бы рассматриваться в качестве наиболее приемлемого и желаемого средства накопления богатства в его денежной форме. Значительные накопления золота в странах Юго-Восточной Азии и арабских странах, а также большие объемы монетарного золота, принадлежащие государству в России и Китае, обеспечат получение выгоды от роста покупательной способности золота из-за повышения спроса на него для целей использования в качестве международных денег.
Так, часть средств Фонда национального благосостояния РФ и международных резервов Центрального банка РФ вложены в монетарное золото. По состоянию на 1 февраля 2022 г. на счете по учету средств Фонда национального благосостояния РФ, открытом Министерством финансов РФ в Центральном банке РФ, находилось 405 708,4 кг золота в обезличенной форме [1], которое входит в общий объем монетарного золота Центрального банка РФ. Рыночная стоимость монетарного золота, находящегося в составе средств Фонда национального благосостояния, составляла 1,8 трлн руб. (по цене 4 449,83 руб. / г), или 13% средств Фонда. По состоянию на 21 марта 2022 г. стоимость монетарного золота, относящегося к Фонду национального благосостояния, достигла 2,6 трлн руб.

Как известно, золото выполняет функцию страхования от обесценения стоимости финансовых активов в условиях экономических кризисов и в иных неблагоприятных ситуациях. В такие периоды цена золота в долларах США на Лондонской бирже металлов, как правило, увеличивается, и одновременно это приводит к снижению курса российского рубля по отношению к иностранным валютам. Все это оказывает кумулятивное воздействие на рост цены золота в российских рублях. В этом плане представляется правильной политика размещения части финансовых резервов в монетарное золото.
Шестое. Россия добывает золото в объеме, избыточном для внутреннего использования (ювелирное, техническое и инвестиционное) и является его нетто-экспортером. В 2020 г. Россия добыла более 330 тонн золота, а КНР – около 370 тонн2. Каждая из этих стран в среднем добывает примерно по 1/10 мирового объема золота.


Возможные проблемы, связанные с приданием золоту монетарных функций 

1. Постоянные колебания цены золота на бирже, казалось бы, делают невозможным его использование в качестве денег, которые должны обладать стабильностью стоимости. В свое время отказ от введения золотого динара был в числе прочих обусловлен и этим фактом [3, 4]. Важно учитывать, что при использовании золота в качестве международных денег его покупательная способность станет более-менее стабильной, что выразится в известном постоянстве стоимости на биржах. Это будет связано с тем, что золото в качестве денег будет использовать большая по совокупному ВВП группа стран.
Биржевая цена золота будет соответствовать курсовой стоимости доллара США (цена золота на Лондонской бирже металлов с 1969 г. устанавливается в долларах США, а ранее – в фунтах стерлингах) к стоимости наднациональной валюты, основанной на золоте.
2. Невозможность получения инвестиционного дохода от вложения финансовых ресурсов в золото, а только от увеличения его стоимости вследствие инфляции и изменения его покупательной способности из-за экономической конъюнктуры [8]. Данная проблема отчасти может быть преодолена путем проведения операций обратного репо с золотом, когда золото одновременно продается на рынке спот и покупается на срочном рынке. При этом само золото физически может не покидать хранилища, просто будет меняться его владелец. В свое время центральные банки стали использовать такие операции с золотом в целях получения дохода. Для постоянного и систематического проведения подобных операций было бы целесообразно создать в России рынок цифрового золота, которое должно быть обеспечено физическим золотом, находящимся в государственном хранилище. Необходимо предоставить возможность владельцам цифрового золота получать при желании физическое золото (стандартные или мерные слитки). Комиссия за совершение подобных операций должна быть небольшой и сопоставимой с обычной комиссией фондовой биржи по операциям с ценными бумагами.
3. Неэластичность (негибкость) денежной и финансовой систем, использующих золото в качестве денег. Исторически известно, что система золотого стандарта имеет не только преимущества, но и недостатки (изъяны). К преимуществам относятся: дисциплина цен, наличие саморегулирующегося (стабилизационного) механизма, возможность обеспечить сохранность финансовых резервов от замораживания со стороны иностранных государств.
Недостатками такой системы были: ограниченность денежно-кредитной политики, зависимость экономики от притока золота в страну или оттока из страны.
Конечно, в прежней форме система золотого стандарта не может быть реализована, но потенциал золота как субстанции стоимости и средства хранения финансовых резервов достаточно высок. Это его достоинство должно быть использовано при конструировании новой системы взаимных расчетов, платежей и аккумулирования финансовых резервов в рамках усиления финансово-экономической интеграции России и ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и формировании на этой основе международной финансовой системы. Ограничения золота как международных денег могут преодолеваться в рамках текущих подстроек и при использовании системы необходимых балансиров, повышающих жизнеспособность и эффективность такой системы. Использование золота как средства накопления и аккумулирования финансовых резервов возможно и без придания ему режима международных денег. 

Однако в этом случае государства, которые выберут золото в качестве средства хранения финансовых активов, будут сталкиваться с двумя проблемами.
Первая проблема – трудность реализации золота в кризисные периоды из-за сильного влияния предложения крупных объемов его для продажи на свободном рынке. Несмотря на то что в такие периоды, как правило, цена золота поднимается, но из-за большого его предложения она может значительно упасть. Рынок золота оказывается слишком чувствительным к подобным поставкам на него металла.
Вторая проблема – невозможность быстрого уравновешивания платежного баланса и макроэкономической финансовой стабилизации из-за затруднительной быстрой реализации накопленного золота. Значительные объемы накопленного золото у России (Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ) и КНР (Народный банк Китая) не позволяют им в существующей международной валютно-финансовой системе эффективно использовать накопленные запасы монетарного золота для решения проблем в кризисных ситуациях. Следовательно, необходимы совместные действия этих и других стран по созданию международной финансовой системы, основанной на активном использовании золота, с помощью которой государства могли бы при необходимости систематически совершать платежи путем использования золота.
Экономические санкции в отношении России подорвали доверие к существующей финансовой системе, где доминируют США, которые могут определять выгодные им «правила игры» и по своему усмотрению блокировать чьи угодно финансовые
активы. Сегодня России следует перестроить макроэкономическую финансовую модель «сбережения – инвестиции» и институционально оформить модель, в которой источники внутренних сбережений, формируемые в секторе денежных властей (Центральный банк РФ), через внутренний финансовый рынок перераспределились бы российским компаниям и банкам. В России имеется достаточно внутренних сбережений, являющихся источниками финансовых ресурсов. Российские компании и банки должны эмитируемые ими облигационные займы в больших объемах размещать в России на Московской или Санкт-Петербургской бирже. В свою очередь, чтобы в создавшихся новых политических и экономических реалиях обеспечить спрос на данные облигации, денежным властям теперь необходимо размещать финансовые ресурсы не в иностранные, а в российские финансовые инструменты.


Преимущества предлагаемой модели
1. Защита финансовых активов России от блокировки.
2. Уход от валютного риска, возникающего при номинировании обязательств российских эмитентов в иностранной валюте.
3. Недопущение возникновения отрицательной процентной маржи для страны в целом между стоимостью заемного финансирования (процентная ставка привлечения зарубежных финансовых ресурсов путем выпуска еврооблигаций) и процентного дохода от размещения валютных резервов.
4. Установление национального контроля и комплексного регулирования сферы обращения финансовых ресурсов в целях их оптимизации и получения страной наибольших выгод.
В новых реалиях исчезает необходимость создания в прежних объемах международных резервов в целях обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности. Россия должна и начинает использовать более тонкие инструменты настройки финансовой системы, применяя административные и новые экономические рычаги, механизмы и инструменты, создавая под это новую институциональную структуру.


ВЫВОДЫ
Экономические санкции со стороны США, стран Европы и Японии в отношении России обусловливают необходимость создания альтернативной системы финансовых отношений, которые должны быть основаны на новой институциональной структуре – базисе новой международной финансовой системы. Такая система с неизбежностью приведет к появлению международной валюты, в которой будут осуществляться платежи и храниться финансовые активы стран – участниц такой системы. В качестве субстанции стоимости международной валюты представляется целесообразным реанимировать золото как денежный товар, без возрождения золотого стандарта в классической форме. Необходима трансформация макроэкономической финансовой модели в России и ориентация на большее использование внутренних финансовых резервов.
Список литературы
1. О результатах размещения средств Фонда национального благосостояния : информационное сообщение Министерства финансов РФ от 14 февраля 2022 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим обращения: https://minfin.gov.ru.
2. Аникин А. В. Золото: международный экономический аспект. – М. : Международные отношения, 1988.335 с.
3. Беккин Р. И. Золотой динар – вызов мировой финансовой системе или утопия? // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 213–218.
4. Беккин Р. И. Исламская валюта: золотой динар // Финансы и кредит. 2007. № 25 (265). С. 73–76.
5. Борисов С. М. Золото в экономике современного капитализма. – М. : Финансы и статистика, 1984. 478 с.
6. Сухарев А. Н. Золото как денежный товар: эволюция и современность // Финансы и кредит. 2015. № 45 (639). С. 2–10.
7. Сухарев А. Н. Золото: экономические и финансовые идеи теоретического анализа. – Тверь : Твер. гос.ун-т, 2009. 126 с.
8. Сухарев А. Н., Толкаченко Г. Л. Швейцарский национальный банк: финансовые результаты деятельности // Деньги и кредит. 2015. № 2. С. 9–14.


Наши проекты