Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Применение механизмов цифровых валют центральных банков в трансграничной платежной инфраструктуре. С. С. АКУЛИНКИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовые техноло- гии» Финансового университета при Правительстве РФ, член Совета по финансово-про- мышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ

A A= A+ 27.02.2024

Токенизация платежных инструментов может стать фундаменталь-
ным решением для устранения недостатков нынешней системы осу-
ществления трансграничных платежей. Мировой опыт пилотной
отработки программируемых платформ цифровых валют централь-
ных банков устраняет некоторые негативные последствия токениза-
ции и демонстрирует возможности сохранения роли национальных
валют в трансграничных расчетах1.

Сегодня цифровые деньги находятся в разрозненных частных базах данных, которыми управляют банки и небанковские организации. Для связи этих баз данных используются системы обмена финансовыми сообщениями. Разделение процесса осуществления платежа на обмен сообщениями, платеж и опциональное урегулирование сопровождается задержками, высокими затратами, операционными рисками. При этом процесс осуществления платежа в целом непрозрачен для сторон платежной трансакции. Повсеместное внедрение цифровых технологий меняет требования экономических субъектов к платежной услуге в отношении скорости, стоимости, доступности, прозрачности и безопасности. На внутригосударственном уровне регуляторы и участники финансового рынка в целом справляются с потребностями плательщиков и получателей денежных средств, внедряя системы быстрых платежей, национальные системы платежных карт, собственные системы передачи финансовых сообщений – Банк России здесь служит хорошим примером.
Иначе обстоят дела с трансграничными платежами, процесс осуществления которых более сложен. Наряду с необходимостью гармонизации технологических стандартов и нормативного правового регулирования в разных странах и использованием различных валют в процессе может быть задействовано большое число финансовых посредников в лице банков-корреспондентов, находящихся в разных юрисдикциях. Для поддержания комплексного взаимодействия между субъектами такого процесса необходимы международные системы обмена финансовыми сообщениями. Токенизация платежных инструментов и использование технологии распределенных реестров может стать фундаментальным решением для устранения недостатков нынешней системы осуществления трансграничных платежей.
Обзор литературы
В экономической литературе продолжается дискуссия о формах, которые могут приобретать денежные средства при осуществлении ими своих функций. В данной статье мы в большей степени фокусируемся на функции денег как средства обмена. М. Абрамова и М. Васюнина в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» указали, что «деньги могут выступать в самых разнообразных формах и видах, не меняя своей сущности» [1]. Цифровые валюты и протоколы децентрализованных финансов дали финансовому рынку представление о перспективах токенизации платежных инструментов.
В работе «Использование технологии распределенного реестра при формировании трансграничной платежной инфраструктуры» С. Акулинкин показал возможности оцифровки роли финансовых посредников с использованием смартконтрактов [2]. Однако В. Лопатин и С. Криворучко в статье «Криптовалюты как объекты категории денег» установили, что токены как объекты категории денег все еще не смогли завоевать доверия, которое в современном мире обеспечивается центральными банками [3]. События, связанные с крахом экосистемы Terra [13] и биржи FTX [14], подорвали излишнее доверие к индустрии цифровых валют и вернули многих участников рынка к осознанию необходимости в опоре на надежное основание, которое может быть обеспечено доверием к деньгам центральных банков и их способности объединять ключевые элементы финансовой инфраструктуры [4]. Тобиас Адриан, Родни Гарратт, Донг Хэ, Томмазо Манчини Гриффоли в работе «Мосты доверия и денежные потоки: цифровой рынок для улучшения трансграничных платежей» обсудили, как токенизация денег меняет доверительные связи и позволяет создать потенциально более эффективную рыночную структуру для обмена денег [5]. Технологии распределенных реестров сегодня предлагают наиболее разнообразные способы токенизации платежных инструментов.
В связи с этим исследователи предлагают различные варианты использования технологии распределенного реестра в трансграничной платежной инфраструктуре. В статье «Интеллектуальная система трансграничных транcакций на основе блокчейн-консорциума: пример из Шэньчжэня, Китай» Женгтанг Фу, Пеиву Донг, Сияо Ли, Янбинг Йу описали систему асимметричного блокчейн-консорциума для обеспечения реализации трансграничных транcакций, провели эксперименты на основе сделок между Шэньчжэнем и Гонконгом и показали эффективность системы [6]. Отличительная характеристика блокчейн-консорциума в ряду технологий распределенного реестра – только авторизованные узлы могут участвовать в учете трансакций. Блокчейн-консорциум представляет собой интеграцию публичной и частной цепочки последовательных записей, которая считается основой для большинства цифровых валют центральных банков. Записи трансакций могут регулироваться правительством, при этом функция одноранговых платежей остается открытой для рядовых экономических субъектов.
Банк международных расчетов в Годовом экономическом отчете за 2022 год определил токенизацию платежных инструментов как процесс представления денежных требований в цифровом виде на программируемой платформе [7]. Токенизация платежных инструментов может качественно улучшить процесс осуществления трансграничных платежей за счет объединения процессов обмена финансовыми сообщениями, непосредственного осуществления платежа и последующего урегулирования. Барьеры на пути успешного внедрения блокчейн-технологий в различных отраслях и услугах исследовали Байдьянатх Бисваса, Рохит Гупта в статье «Анализ барьеров для внедрения блокчейна в промышленности и сфере услуг» [8].
В современной финансовой системе только центральный банк – субъект экономики, способный обеспечить единственность национальной денежной единицы, когда номинал платежного инструмента остается стабильным независимо от формы его эмиссии. В «Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025–2026 годов» Банк России планирует продолжить «разработку и внедрение регулирования, направленного на развитие платежных сервисов», в том числе с применением токенизации [9].
Результаты
Взаимодействие между разрозненными базами данных в современной денежно-кредитной системе осуществляется через сторонние системы обмена финансовыми сообщениями. В ходе платежного процесса участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с неопределенностью о действиях финансовых посредников.
Использование токенизированных платежных инструментов для трансграничных расчетов снимет большую часть ограничений, характерных для межбанковских корреспондентских отношений.
К числу перспективных токенизированных платежных инструментов в трансграничной платежной инфраструктуре на основе технологии распределенного реестра относятся цифровые валюты центральных банков. Внедрение цифровых валют центральных банков способствует противодействию негативным последствиям токенизации платежных инструментов.
Посредничество кредитных организаций при осуществлении платежей сохраняет двухуровневую денежно-кредитную систему и, таким образом, снижает риски сокращения функциональности монетарного регулирования и денежно-кредитной политики. Сопровождающее процесс цифровизации сокращение использования наличных денег и снижение роли банков угрожают монетарной независимости финансового регулятора.
В результате формирования трансграничной платежной инфраструктуры на основе технологии распределенного реестра национальная валюта должна сохранить статус расчетной единицы с целью продолжения четкого функционирования механизмов денежно-кредитной политики, обеспечивающих кредитование экономики и управление рисками финансовой стабильности.
Пилотные проекты программируемых платформ цифровых валют центральных банков mBridge, Jura и Dunbar показали возможность полностью сохранить роль национальных валют в трансграничной платежной инфраструктуре на основе технологии распределенного реестра. Преобладание значимых программируемых платформ может привести к появлению множества новых трансграничных платежных пространств.
Научная новизна
Использование технологии распределенных реестров может качественно улучшить процесс осуществления трансграничных платежей за счет объединения процессов обмена финансовыми сообщениями, непосредственного осуществления платежа
и последующего урегулирования.
Потенциал токенизации платежных инструментов заключается в ее способности объединять на программируемой платформе денежные трансакции с прочими событиями реального мира, к числу которых относится передача финансовых сообщений.
Интеграция функций цифровых валют центральных банков на единой программируемой платформе позволяет мгновенно осуществлять трансграничную платежную трансакцию за счет устранения потребности в передаче сообщений через разрозненные базы данных и участия в платеже единого доверенного посредника в лице центрального банка. Минимизация валютного риска для сторон трансграничной платежной трансакции достигается путем устранения задержек в осуществлении платежа и позволяет широко использовать национальные валюты в платежной инфраструктуре на основе технологии распределенного реестра.
Использование цифровых валют центральных банков в трансграничной платежной инфраструктуре на основе технологии распределенного реестра позволит обеспечить единство денег за счет сохранения паритета номинальной стоимости национальной валюты и токенизированного платежного инструмента.
Цифровые валюты центральных банков
До недавнего времени деньги существовали в двух формах: наличные деньги, эмитируемые центральным банком посредством монет и банкнот, и безналичные деньги, выпускаемые коммерческими банками в форме депозитов и небанковскими финансовыми учреждениями в форме электронных денег. Владение наличными деньгами обеспечивается прямым обязательством центрального банка, в то время как обладание безналичными деньгами сопровождается кредитным риском их эмитента. Цифровые валюты центрального банка (ЦВЦБ) – прямое обязательство центрального банка, что минимизирует кредитный риск. Существует два типа ЦВЦБ: розничные, предназначенные для оплаты для повседневных трансакций, и оптовые, предназначенные для использования финансовыми посредниками.
Широко обсуждаемые преимущества ЦВЦБ включают безрисковость, программируемость для оплаты и переводов, а главное – снижение издержек при осуществлении платежных трансакций путем использования функционирующей национальной платежной инфраструктуры. К числу потенциальных проблем от внедрения ЦВЦБ принято относить дезинтермедиацию, ведущую к сокращению пассивов банковской системы и последующему ограничению возможностей для
финансирования развития экономики; непредсказуемость поведения экономических субъектов во время кризиса – доступность ЦВЦБ будет стимулировать переток средств в безрисковые активы во время финансовой турбулентности; риски утери конфиденциальности при использовании ЦВЦБ. Очевидно, политика купирования перечисленных рисков будет включать в себя ограничение объема денежных средств в форме ЦВЦБ и отказ от функций по начислению и уплате процентов на остатки по средствам в ЦВЦБ.
Сопровождающее процесс цифровизации сокращение использования наличных денег и снижение роли банков угрожают монетарной независимостифинансового регулятора. Внедрение ЦВЦБ выступает естественной мерой противодействия некоторым негативным последствиям цифровизации. ЦВЦБ предоставляет широкому кругу экономических субъектов прямой доступ к токенизированным деньгам. Такая возможность обеспечит взаимозаменяемость токенизированных платежных инструментов и сохранит фиксированными их относительные цены. Следовательно, ЦВЦБ может сыграть важную роль в поддержании единства денег в цифровой экономике. Система конвертируемости в ЦВЦБ и обратно устранит неэффективности, возникающие из-за информационной асимметрии в качестве и кредитоспособности коммерческих эмитентов денег. Если государство намерено продвигать инновации в технологиях цифровых платежей, то введение ЦВЦБ может позволить избежать прямого регулирования цифровых валют. Деньги центрального банка, служащие только средством обмена, потенциально уязвимы для технологических изменений. Внутри крупных цифровых сетей большинство трансакций можно проводить минуя центральные банки, с использованием частных токенизированных денег. Чем больше сеть, тем меньше ее потребность во внешнем расчетном активе. Поэтому сохранение роли расчетной единицы центрального банка становится актуальной задачей в быстро меняющейся цифровой экономике. Пока экономические субъекты используют расчетную единицу центрального банка, традиционный канал денежно-кредитной политики в безналичной экономике будет оставаться эффективным. Таким образом, ЦВЦБ является эффективным дополнением к платежной функции других цифровых валют.
Программируемые платформы цифровых валют центральных банков
Функциональная совместимость между ЦВЦБ и крупными цифровыми платформами определяет успешность ЦВЦБ как платежного инструмента для трансграничных расчетов. Интероперабельность ЦВЦБ имеет решающее значение для поддержания связи между национальной валютой и участниками внешнеэкономической деятельности, использующими трансграничную платежную инфраструктуру на основе технологии распределенного реестра. В обстоятельствах, когда платежная инфраструктура включает в себя как частные токенизированные деньги, так и ЦВЦБ, у экономических субъектов имеется больше причин использовать платформенные решения, являющиеся элементами такой инфраструктуры.
Конвертируемость токенизированных платежных инструментов и платформенная интероперабельность снимут большую часть ограничений, присущих современным межбанковским корреспондентским отношениям. Повсеместное распространение цифровых валют может изменить международную валютную систему, этот процесс может особенно затронуть развивающиеся страны, которые столкнутся с выдавливанием национальных валют из внешнеторговых трансакций. Преобладание системно значимых программируемых платформ может привести к появлению множества новых трансграничных платежных пространств.
Внедрение ЦВЦБ будет иметь последствия для обращения частных токенизированных денег и сохранения независимости центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики. С целью продолжения четкого функционирования механизмов денежно-кредитной политики, обеспечивающих кредитование экономики и управление рисками финансовой стабильности, национальная валюта должна сохранять статус расчетной единицы. Сегодня в мире существует ряд проектов использования ЦВЦБ для трансграничных расчетов: mBridge, Jura, Dunbar, Cedar-Ubin+, Mariana, Icebreaker. Каждый из эти проектов основан на концепции оптовых ЦВЦБ. Проекты предлагают как решение операционных технологических вопросов оцифровки роли финансового посредничества, так и во многом ответы на современные политические вызовы. Для примера рассмотрим проекты mBridge, Jura и Dunbar.
Проект mBridge
Проект mBridge – это совместная работа Инновационного центра Банка международных расчетов, четырех центральных банков и более 25 членовнаблюдателей, включая Денежно-кредитное управление Гонконга, Банк Таиланда, Центральный банк Объединенных Арабских Эмиратов, Научно-исследовательский институт цифровой валюты Народного банка Китая.
В рамках проекта mBridge создана платформа ЦВЦБ разных стран для оптовых трансграничных платежей. Платформа основывается на технологии распределенного реестра и поддерживается структурой управления и юридической базой в соответствии с законодательством участвующих стран [10].
Цели проекта включают решение проблем: высоких затрат на трансграничные платежи, расчетных рисков и низкой скорости; использования ЦВЦБ для трансграничных расчетов; поддержки использования национальных валют в трансграничных расчетах; создания основы для новых и инновационных платежных продуктов и услуг. Важное условие достижения указанных целей – сохранение валютного суверенитета и денежно-кредитной и финансовой стабильности каждой страны-участницы.
Схема взаимодействия представлена на рис. 1, в ней каждый центральный банк является эксклюзивным эмитентом своей ЦВЦБ. Центральные банки могут устанавливать лимиты баланса и трансакций для своих коммерческих банков.

Рис. 1. Схема взаимодействия участников проекта mBridge

 

Проект Jura
В проекте участвуют Банк Франции, Швейцарский национальный банк, Швейцарский центр инноваций, Банк международных расчетов и консорциум компаний частного сектора [11]. Jura использует прямой перевод оптовых ЦВЦБ (евро и швейцарских франков) между коммерческими банками на единой платформе распределенного реестра, управляемой третьей стороной. Сделки с токенизированными активами и иностранной валютой осуществляются с использованием механизмов «оплата против платежа» и «доставка против платежа». Программируемая платформа Jura соблюдает государственные границы и локальные требования к расположению и хранению данных. Центральные банки контролируют и отслеживают трансакции в национальных валютах, в функции платформы встроены инструменты контроля за движением капитала. Программируемость позволяет использовать условные платежи, логика осуществления которых заложена в смарт-контрактах.
Функциональная схема взаимодействия участников представлена на рис. 2. Jura применяет подход, использующий подсети и двойное нотариальное подписание. Это позволяет центральным банкам выпускать ЦВЦБ на сторонней платформе и предоставлять финансовым учреждениям – нерезидентам доступ к ЦВЦБ. Таким образом, проект – пример глубокого политического сотрудничества, когда стороны позволяют выпускать ЦВЦБ на сторонней платформе и предоставлять финансовым организациям – нерезидентам прямой доступ к деньгам центрального банка.

Рис. 2. Схема взаимодействия участников проекта Jura


Проект Dunbar
22 марта 2022 г. Инновационный центр Банка международных расчетов, Резервный банк Австралии, Банк Малайзии, Валютное управление Сингапура и Резервный банк Южной Африки объявили о завершении разработки прототипов платформы Dunbar, позволяющей осуществлять международные расчеты с использованием нескольких ЦВЦБ [12]. Участники Dunbar решили важные задачи о субъектности совершения трансграничных расчетов с ЦВЦБ, обеспечении гармонизации нормативного правового регулирования участвующих стран, определении механизмов управления и совместного использования критически важной трансграничной платежной инфраструктуры.
В рамках проекта были предложены практические решения указанных задач. Прототипы, разработанные на платформах Corda и Partior, продемонстрировали техническую работоспособность общих платформ с несколькими ЦВЦБ для осуществления трансграничных расчетов. Взаимодействие между субъектами процесса показано на рис. 3.

Рис. 3. Схема взаимодействия участников проекта Dunbar


ВЫВОДЫ
В современной денежно-кредитной системе цифровые деньги и другие требования хранятся в разрозненных базах данных. Взаимодействие между этими базами данных осуществляется через сторонние системы обмена финансовыми сообщениями. Как следствие, каждая платежная трансакция сверяется по отдельности, прежде чем все они будут окончательно урегулированы. В ходе платежного процесса участники внешнеэкономической Использование ЦВЦБ в трансграничной платеж-
ной инфраструктуре на основе технологии распределенного реестра позволит обеспечить единство денег, сохранив паритет номинальной стоимости национальной расчетной единицы и токенизированного платежного инструмента.

Список литературы
1. Абрамова М. А., Васюнина М. Л. Финансы, денежное обращение и кредит. – М. : Кнорус, 2023. 246 c.
2. Акулинкин С. С. Использование технологии распределенного реестра при формировании трансграничной платежной инфраструктуры // Финансовые рынки и банки. 2023. № 9. С. 30–37.
3. Лопатин В. А., Криворучко С. В. Криптовалюты как объекты категории денег // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13(5). С. 88–89. – DOI: 10.26794/1999-849X‑2020-13-5-88-99.
4. Bank of International Settlements. Annual Economic Report. 2022.
5. Adrian T., Garratt R., He D., Griffoli T. Trust Bridges and Money Flows: A Digital Marketplace to Improve Cross-Border Payments // International Monetary Fund. 2023.
6. Fu Z., Dong P., Li S., Ju Y. An intelligent cross-border transaction system based on consortium blockchain: A case study in Shenzhen, China // PLoS ONE. № 2021. № 16 (6).
7. Bank of International Settlements. Annual Economic Report. 2023.
8. Biswasa B., Gupta R. Analysis of barriers to implement blockchain in industry and service sectors //Computers&Industrial Engineering. 2019. № 136. P. 225–241.
9. Основные направления развития Финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025–2026 годов / Банк России, 2023.
10. BIS Innovation Hub. Project mBridge Update. Experimenting with a multi-CBDC platform for cross-border payments. 2023.
11. Banque de France, Bank for International Settlements and Swiss National Bank. Project Jura. Cross-border settlement using wholesale CBDC. 2021.
12. BIS Innovation Hub. Project Dunbar. International settlements using multi-CBDCs. 2022.
13. Кондратюк А. Спираль смерти Terra: как и почему LUNA и UST потерпели крах [Электронный ресурс] / ForkLog, 19.05.2022. – URL: https://forklog.com/exclusive/spiral-smerti-terra-kak-i-pochemu-luna-i-ust-poterpeli-krah.
14. Миренкова Ю. Глава Binance заявил о снижении доверия к криптоиндустрии из-за проблем FTX [Электронный ресурс] / Forbes, 09.11.2022. – URL: https://www.forbes.ru/investicii/480903-glava-binance-zaavil-o-snizenii-doveria-k-kriptoindustrii-iz-za-problem-ftx.

 

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному
заданию Финансового университета при Правительстве РФ.


Наши проекты