Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: reclama@tpnews.ru

Регуляторная гильотина разошлась. Н. НЕНАШЕВА, управляющий партнер консалтинговой компании Topline

A A= A+ 02.02.2021


Несмотря на продление моратория на плановые проверки бизнеса до конца 2021 г. и пандемию, эффективность взысканий с бизнеса растет с каждым годом. Управляющий партнер консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева рассказывает, как избежать налоговых рисков и защититься от проверок ФНС в 2021 г.


За последние несколько лет полномочия правоохранителей и цифровые возможности налоговой службы были серьезно расширены, а права предпринимателей – ограничены. Эффективность работы ФНС растет, суммы собранных налогов увеличиваются с каждым годом. Доходы, которые компаниям раньше удавалось скрывать от налоговой, балансируя на грани, теперь выводятся из тени – зачастую принудительно, с доначислением огромных пени и штрафов. В 2019 г. только за счет налогового администрирования и только по двум налогам – на прибыль и добавленную стоимость – поступления в бюджет увеличились на 171 млрд руб. по сравнению с 2018 г. Налоговая научилась изымать в пользу бюджета средства, которые до сих пор компаниям удавалось укрывать от налогов. Доначисления налогов, пени и штрафы в первом полугодии 2020 г. снизились более чем на 53% и составили 60 млрд руб. (128 млрд руб. за аналогичный период 2019 г.). Произошло это в связи со временным мораторием на мероприятия налогового контроля для малого и среднего бизнеса из-за пандемии коронавируса. Было осуществлено всего 1700 налоговых проверок за 6 месяцев 2020 г. против почти 5 тысяч за аналогичный период 2019 г.
Уменьшение налоговых доначислений имеет отложенный эффект. Их размер многократно возрастет, как только мораторий для малого и среднего бизнеса будет снят. Сработает тот же принцип, что и с налоговой отсрочкой: возможность временно не платить в бюджет оборачивается тем, что сумма налоговых обязательств резко увеличивается по окончании этой отсрочки. Бюджет страны не может пострадать и должен пополняться.
В первую очередь в фокусе внимания окажутся серые схемы, умышленное уклонение от уплаты налогов, схемы оптимизации, любые другие огрехи бизнеса, которые раньше по каким-либо причинам не попадали в зону внимания налоговой службы. Как работала налоговая служба в 2020 г. Эффективность налоговой резко возросла. Если в 2017 г. средний размер доначислений на одну проверку составлял 15 млн руб., то в 2019 г. этот показатель вырос более чем вдвое – до 33,5 млн руб. Контроль за налогоплательщиками стал гораздо более точечным. Сама служба объясняет рост доначислений усилением значимости предпроверочного анализа. Повысилось качество планирования проверок, которое позволяет заранее выявить «слабые налоговые зоны» и схемы, оценить примерную сумму возможных доначислений, определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании. ФНС демо н с т р и р у е т тотальный успех в делах об оспаривании решений налоговых органов в судах. В 2019 г. из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Очевидно, поэтому 48% предпринимателей в 2020 г. при появлении вопросов у ФНС предпочли доплатить налоги в бюджет добровольно, не дожидаясь проверок.
В Москве процент дел, которые налоговая служба выиграла у бизнеса, меньше – около 67%. Это можно объяснить высокой грамотностью налоговых юристов крупных корпораций, которые зарегистрированы как налогоплательщики в столице. В регионах у компаний почти нет шансов оспорить решения налоговой в суде – количество решений в пользу фискальных органов близко к 100%. По моим оценкам, около 10 лет назад как минимум половину судебных споров выигрывали налогоплательщики, а в Москве ФНС выигрывала у бизнеса лишь одно дело из пяти. Из конс ерв ат и вной и неповоротливой бюрократической машины ФНС превратилась в технологичную цифровую структуру, которая на ходу совершенствует формы и методы налогового контроля. Малые и средние компании оказались совершенно неподготовленными к такому преобра зованию регулятора. Пандемия окончательно ослабила защитные механизмы большинства предпринимателей.
Многим из них в 2020 году придется сделать сложный выбор – уйти с рынка или повысить прозрачность бизнеса.
Что делать
Как застраховать бизнес от налоговых доначислений и других санкций налоговой службы
1. Отказаться от старых схем оптимизации налогов.
Если какие-то схемы оптимизации позволяли успешно прятать доходы в прежние годы, это вовсе не значит, что они являются «невидимыми» для налоговой. Будьте уверены, у ФНС скоро появятся к вам вопросы.
2. ФНС регулярно публикует среднюю налоговую нагрузку по отрасли – долю доходов, которую компании отчисляют в бюджет в виде налогов.
Если нагрузка вашей компании ниже среднего показателя отрасли, в глазах инспекторов это выглядит подозрительным и может стать весомым аргументом в пользу выездной проверки. Возможно, ваши схемы оптимизации абсолютно законны и правильны. Но будьте готовы доказать это инспектору. 
3. Инициативный налоговый аудит – процедура, на которой сейчас нельзя экономить.

Расходы компании на проведение такого аудита намного меньше, чем сумма потенциальных налоговых доначислений. В процессе аудита профессиональным аудитором бухгалтерский учет вашей компании должен оцениваться глазами потенциального проверяющего, чтобы выявить слабые зоны.
4. Разрыв в цепочке НДС.
Сборы этого налога даже в период пандемии снизились всего на 1,5%. Это значит, что ФНС заставляет предпринимателей уплачивать НДС всеми доступными способами, начисляя его при любых основаниях. Разрыв в цепочке НДС – слабое место каждой третьей компании. Поэтому любой инспектор смотрит именно в эту область.
5. Подтверждение сделок – то, что инспекторы запрашивают в первую очередь.
Часто эти проверки похожи на допрос: с кем общались, по какому номеру телефона, как выглядит контрагент, где познакомились. Используются любые способы для проверки реальности сделок. Перед компаниями встает задача доказать реальность проведенных операций. Значит, необходимо надлежащее документирование сделок на всех этапах:
от договора до первичных документов. И главная задача документирования операций – доказательство экономической обоснованности произведенных расходов.
Основной проблемой часто становится необходимость доказать, что сделка была реальной и экономически обоснованной. Если это доказано, появляется возможность опроте с товат ь на логовые доначисления.
6. Инспекторы часто превышают полномочия – проверяя бизнес, они задают вопросы, на которые вы не обязаны отвечать.

Поход в налоговую инспекцию – стресс для предпринимателя. Идти на такие встречи лучше с налоговым адвокатом. Еще лучше – отправить к инспекторам специалиста с доверенностью.


7. Налоговые доначисления могут возникать не в результате недобросовестности, а по причине бухгалтерской ошибки. Если ваша бухгалтерия ведется на аутсорсинге – лучше выбрать подрядчика, профессиональная ответственность которого застрахована.


Наши проекты