Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Центральный банк РФ как финансовый мегарегулятор: проблемы, задачи, пути решения. А. И. ЗАИТОВА, Финансовый университет при Правительстве РФ

A A= A+ 20.03.2022

В статье рассматривается деятельность Центрального
банка России в роли мегарегулятора финансового рынка.
Анализируются цели и задачи, стоящие перед Банком
России в ходе реализации функций надзора и контроля
финансового рынка. Выявлены основные проблемы, с
которыми сталкивается Центральный банк РФ в процес-
се регулирования финансового сектора, а также предло-
жены возможные пути решения этих проблем.

 

В настоящее время Банк России выполняет множество функций и задач, включая контроль и регулирование деятельности субъектов рынка финансов. Различные сектора финансового рынка непосредственно зависят от деятельности Банка России, например, вследствие необходимости соблюдения принципов регулирования, которые разрабатывает Центральный банк РФ. К таким принципам относятся запрет участникам финансового рынка накапливать риски, конкуренция, финансовая стабильность. Следование столь важным принципам способствует созданию благоприятной среды развития на финансовом рынке.
В соответствии с глобальной реформацией финансового регулирования во всем мире Центральный банк РФ в 2013 г. обрел новый для себя статус финансового мегарегулятора. Эти преобразования производились с целью обеспечения стабильности на финансовом рынке, а также формирования целостной среды надзора и генерации единой стратегии развития рынка финансов. Концепция создания финансового мегарегулятора в России, одобренная президентом РФ, предполагала уменьшение административной нагрузки на участников финансового рынка. Банку России 1 сентября 2013 г. были переданы функции упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам, хотя в обществе имелись возражения против введения института финансового мегарегулятора. Например, говорили о возможности снижения эффективности надзора за страховщиками и рынком ценных бумаг на период реорганизации, а также о риске стирания специфических черт банковского дела, области страхования, рынка ценных бумаг.
Важно отметить, что на сегодняшний день финансовые технологии являются важным аспектом в развитии финансового рынка. Центральный банк РФ, выступая в роли финансового мегарегулятора, осуществляет деятельность в рамках создания национальной технологической инфраструктуры для финансового сектора, помимо этого он несет ответственность за борьбу с киберпреступлениями.
Сущность Центрального банка РФ, выступающего в роли финансового мегарегулятора.

Центральный банк России служит главным звеном банковской системы российского государства. Играя роль регулятора банковской системы, Банк России преследует цели роста денежного обращения, обеспечения устойчивости национальной валюты, а также развития банковской государственной системы.

Обращаясь к Федеральному закону от 10.07.2002 № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», важно сделать акцент на принципе независимости как важнейшем компоненте правового статуса Банка России. В соответствии с этим принципом ЦБ РФ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом заниматься денежным обращением и эмиссией денег. Необходимо отметить, что полномочия Банка России соотносятся с функциями органов государственной власти, хотя он таковым органом не является [1].
Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он реализует свои расходы за счет собственных доходов, при этом уставный капитал Центрального банка РФ находится в федеральной собственности. Тем не менее он имеет имущественную независимость и финансовую самостоятельность.
Необходимость создания мегарегулятора была обусловлена множеством причин, к примеру, неустойчивостью финансового сектора. Имелась потребность в снижении системного риска рынка финансов, в поддержке стабильного финансового положения отдельных субъектов финансового сектора в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов [4]. В то же время
согласно мировой практике создание финансового мегарегулятора непосредственно связано и с тем, что постоянно растущее множество финансовых продуктов и услуг требует грамотного регулирования.
Одной из предпосылок создания финансового мегарегулятора в России стало также существование формализированного подхода к регулированию рынка финансов без учета качества субъектов, из-за чего появилось множество номинальных компаний, якобы соблюдающих законодательные требования, но при этом участвующих в так называемых серых схемах. Другими предпосылками создания мегарегулятора в лице Банка России были недостаточность правового обеспечения деятельности субъектов финансового рынка и отсутствие единого центра контроля, координирующего усилия по регулированию финансового рынка.
Наличие единых стандартов и технологий надзора, которые применяются в отношении всех участников финансового сектора, отражает положительное влияние деятельности финансового мегарегулятора, однако качество этих стандартов регулирования и надзора необходимо совершенствовать, чтобы добиться эффективной системы надзора на рынке финансов с учетом текущих и будущих рисков.
Именно отсутствие развитого национального финансового сектора, который непосредственно влияет на развитие национальной экономики, послужило причиной создания финансового мегарегулятора в лице Банка России. Он отвечает за контроль и регулирование всех отраслей финансового рынка: банковской системы, сферы страхования, коллективных инвестиций и пенсионных накоплений, а также рынка ценных бумаг и микрофинансирования. Помимо прочего ЦБ РФ несет ответственность за инфраструктуру финансового рынка, например, за деятельность рейтинговых агентств, бирж.

Цели и задачи Банка России как финансового мегарегулятора
Распределение функций надзора, контроля и регулирования финансового сектора среди федеральных министерств и ведомств не приносило эффективного результата, поэтому первостепенной целью создания финансового регулятора в лице Банка России являлось обеспечение устойчивости финансового сектора.
После обретения нового статуса у Центрального банка РФ расширились не только полномочия, но и цели. Обращаясь к стратегическому документу Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов», можно четко видеть основные цели и задачи Центрального банка России как финансового регулятора. До образования финансового регулятора в России Центробанк имел такие цели, как развитие банковской сферы в РФ и национальной платежной системы, а также обеспечение устойчивости рубля. После получения в 2013 г. новых полномочий цели Банка России были дополнены, например, развитием и обеспечением устойчивости финансового рынка.
Следовательно, вследствие расширения целей увеличились и полномочия Банка России, что существенным образом отразилось на внутренней структуре органов управления. К примеру, увеличилась численность совета директоров (их стало 14 вместо 12), расширились их компетенции; срок полномочий председателя Банка России был увеличен с четырех до пяти лет, был образован новый орган – комитет финансового надзора [2].
Серьезные изменения, произошедшие в финансовом секторе, естественным образом повлекли за собой появление новых стратегически важных целей и задач Банка России как финансового мегарегулятора. Повышение уровня жизни населения с использованием инструментов финансового рынка, помощь в достижении роста экономики посредством обеспечения конкурентного доступа участникам экономики к долговому и долевому финансированию, а также создание благоприятных условий для совершенствования сферы финансов – это основные цели, которые были поставлены перед Центробанком как финансовым мегарегулятором и утверждены советом директоров Центрального банка РФ в феврале 2019 г. Реализуя свои цели и задачи, ЦБ РФ следует определенным принципам, которые имеют четкую взаимосвязь с направлениями развития. Так, принцип развития финансового рынка на основе свободной конкуренции и доверия отражает цель развития современных рыночных отношений, где Банк России лишь оказывает помощь в тех системных вопросах, которые участники финансового рынка не могут решить сами, оставляя при этом субъектам финансового сектора цель повышать качество товаров и услуг, а также научиться более умело распределять свои финансовые ресурсы.
Принцип приоритета интересов потребителей финансовых услуг отражает цель повышения благосостояния граждан, которая для своего достижения требует множества усилий, ведь ее результаты непосредственно отражаются на социально-экономической жизни простых граждан (потребителей) [3]. Отдельное внимание следует уделить такому принципу деятельности Банка России в роли финансового мегарегулятора, как выработка решений, учитывающих издержки и затраты участников финансового рынка, поэтому ЦБ РФ расширяет применение современных цифровых технологий (SupTech и RegTech) во взаимодействии с поднадзорными финансовыми организациями, способствуя снижению издержек финансовых субъектов, или реализует подход, который предполагает введение в действие новых мер не ранее чем через 6 месяцев после публикации данных нормативных документов, требующих незамедлительной реакции, именно такой подход позволяет участникам финансового рынка заблаговременно подготовиться к изменениям и избежать неприятностей. Данные принципы, на которых основывается деятельность Банка России, очень важны, поскольку позволяют провести параллель между политикой ЦБ и заданными целями.
Наделение Банка России полномочиями финансового мегарегулятора связано не только с необходимостью обеспечить стабильность и устойчивость на финансовом рынке, но и с политической ситуацией в стране, поскольку до образования финансового мегарегулятора на базе ЦБ РФ в нашей стране отсутствовал такой орган, который бы полностью контролировал макрофинансовые и системные риски и нес ответственность за их снижение. Сфера регулирования Центрального банка РФ расширилась и стала распространяться также и на все некредитные финансовые организации. Следовательно, стратегические задачи претерпели изменения. 
Основные задачи Банка России в качестве финансового мегарегулятора:
■ обеспечение стабильности финансового рынка;
■ создание полноценной стратегии развития финансового сектора;
■ формирование модели, способствующей минимизации рисков участников финансового рынка в рамках макропруденциальной политики;
■ совершенствование комплексных программ, направленных на борьбу с кризисом в рамках финансового сектора;
■ мобилизация непрофессиональных участников, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, а также предприятий реального сектора экономики;
■ гарантия прозрачности деятельности  среди участников финансового сектора.
Результаты реализации Центральным банком РФ указанных задач подтверждают эффективность формирования финансового мегарегулятора, поскольку данная модель сосредотачивает задачи монетарной политики, контроля и регулирования рисков во всех секторах рынка финансов, при этом обеспечивая финансовую устойчивость системы в целом.

Основные проблемы в деятельности мегарегулятора
Несомненно, создание мегарегулятора в лице Банка России подразумевало большой комплекс рисков. Именно приобретение статуса финансового мегарегулятора отразилось в столкновении интересов, которое непосредственно повлияло на небанковские кредитные организации [4].
Так, к примеру, в результате проводимой политики стандартизации правил и обеспечения устойчивости на финансовом рынке существенной проблемой стало преобладание на рынке нескольких крупнейших банков, в основном государственных. Эти банки стремятся охватить как можно больший спектр финансовых услуг и за счет этого привлекают все большее число клиентов, а в результате вытесняют остальные менее крупные банки, которые неспособны осуществлять деятельность на монополизированном рынке. Другая проблема, проявившаяся в деятельности финансового мегарегулятора – отсутствие явных позитивных результатов санации проблемных банков. Эта процедура введена для поддержания устойчивости рынка в кризисный период, на нее из государственного бюджета выделяются триллионы рублей, однако прозрачность всего процесса нельзя считать полностью идеальной (рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения числа финансовых организаций в России, 01.01.2013–01.09.2020

Наши проекты