Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Экономический суверенитет банковского сектора России в условиях геополитической напряженности. Н. Н. НАТОЧЕЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировые финансовые рынки и финтех» РЭУ им. Г. В. Плеханова А. И. БОРОДИН, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы устой- чивого развития» РЭУ им. Г. В. Плеханова Т. В. БЕЛЯНЧИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировые финансовые рынки и финтех» РЭУ им. Г. В. Плеханова

A A= A+ 20.06.2022

Статья посвящена вопросам обеспечения экономического суверенитета националь-
ного банковского сектора в условиях влияния санкций. В статье проанализировано
современное состояние банковского сектора и отдельных видов его операций в
условиях влияния экономических санкций и влияние санкций в период 2014–
2015 гг. Анализ показал, что современные санкции более жесткие и существенные,
особенно в сфере, касающейся валютных операций. Авторами предложен диффе-
ренцированный подход к подготовке мероприятий по поддержанию банковского
сектора в период действия экономических санкций на основе разработанной клас-
сификации санкций по различным критериям.

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. под «экономическим суверенитетом Российской Федерации» понимается объективно существующая независимость государства в проведении внешней и внутренней экономической политики с учетом международных обязательств [1].
Первая среди названных целей экономической безопасности – укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, а также принятие адекватных ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций. Для достижения поставленных целей сформулированы основные задачи, касающиеся снижения критической зависимости денежно-кредитной системы России от волатильности конъюнктуры на мировых финансовых рынках, сокращения использования иностранной валюты в деятельности российских компаний, развития и изыскания новых финансовых инструментов поддержки банковского кредитования стратегических отраслей экономики и др. [1].
После признания Россией ДНР и ЛНР и начала проведения спецоперации на Украине ряд недружественных стран (США, страны Евросоюза, Великобритания, Южная Корея, Япония, Канада, Сингапур, Австралия и некоторые другие) ввели против России экономические санкции, которые стали беспрецедентными по влиянию на экономику России и деятельность ее граждан. Санкции против банковского сектора России, в первую очередь против крупных российских кредитных организаций, среди которых Банк ВТБ, Открытие, Новикомбанк и Совкомбанк, а также Сбербанк, Газпромбанк. Альфа-банк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, были дифференцированными. Некоторые банки внесены в черный список, их долларовые активы заблокированы, другие банки не имеют возможности получать займы и покупать ценные бумаги на американских рынках капитала, а такой банк, как Сбер, ограничен в операУДК 336.741 циях с американскими долларами, но при этом его активы не заблокированы.
Россиянам запрещено использование платежных карт Visa и Mastercard вне территории России и в интернет-магазинах в странах, которые ввели против России санкции. Заблокировали платежи для клиентов этих платежных систем американские сервисы ApplePay и GooglePay.
Евросоюз ввел для всех российских клиентов запрет на размещение ими в европейских банках депозитов на сумму 100 000 евро и покупку ценных бумаг на аналогичную величину. Англия запретила доступ ко всей финансовой системе Великобритании российским банкам, заблокировала активы ВТБ. Канада ввела запрет на любые операции с клиентами из ДНР и ЛНР и блокирующие санкции в отношении российских банков: Сбербанка, ВТБ, Альфа-Банка. Япония заморозила активы российских банков. США и Евросоюз выступили за введение запрета на трансакции с Банком России и блокировку его
активов. Евросоюз 2 марта 2022 г. отключил от системы передачи финансовых сообщений 7 российских кредитных организаций: ВТБ, Новиком, ВЭБ.РФ, Открытие, Промсвязьбанк, «Россия» и Совкомбанк. 13 марта Евросоюз заморозил депозиты и ценные бумаги Банка России на 300 млрд долл., а 15 марта Нидерланды заблокировали денежные средства Банка России на 6 млн евро [3].
Это далеко не полный перечень санкций против банковского сектора России, который ввели недружественные страны. Какие будут потери, сейчас сказать трудно. По мнению некоторых экономистов, Россия почувствует эффект от введения санкций через полгода или даже в следующем году, поскольку США и Евросоюз вводят все новые ограничения, некоторые санкции будут корректироваться или даже отменяться, так как санкции имеют свойство «бумеранга»: уже сегодня действия властей США и еврозоны привели к существенному росту цен на топливо и параметров инфляции [4].
Об обратном влиянии санкций говорил канцлер ФРГ О. Шольц, считая, что при введении санкций против России необходимо учитывать их обратный эффект при длительном противостоянии. Российские финансисты отмечают ситуацию постепенного ужесточения денежно-кредитной политики мировыми регуляторами, что приводит к удорожанию стоимости кредита, сокращению производства и массовым банкротствам, что в конечном итоге способствует стагфляции и может привести к полномасштабному мировому экономическому кризису [5].
Функционирование российских банков под санкциями уже сейчас дает о себе знать, особенно это касается операций с иностранной валютой. Клиентам банка ВТБ, находящимся за границей, было рекомендовано снять наличные средства с карты bВТБ и воздержаться от выполнения операций в долларах и евро. Санкции коснутся использования карт банка «Открытие» за границей; введены ограничения на операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, обслуживание счетов и использование за рубежом карт Промсвязьбанка; недоступны валютные переводы за границу
в мобильном приложении «Халва – Совкомбанк» и в отделениях Совкомбанка за рубежом, ограничены операции с картами Новикомбанка и др. [6].
Банки, попавшие под санкции, заявили, что были готовы к такой ситуации после санкций, введенных в 2014 г., и разработали несколько сценариев преодоления влияния санкций с целью минимизации негативных последствий для своих клиентов. Сейчас уже можно резюмировать, во что обошлись санкции 2014 г. для банковского сектора и российской экономики в целом. Санкции, введенные в 2014–2015 гг., замедлили рост российской экономики на 1,2 процентного пункта, а в целом ущерб оценивается в 800 млрд руб. [7]. Однако эксперты отмечают, что главной причиной замедления развития экономики тали не санкции, а структурные проблемы, поскольку сокращение ВВП началось за год до введения санкций, когда в 2014 г. рост ВВП составил лишь 0,7%. То есть санкции лишь усугубили этот процесс [1]. Самой главной проблемой для российских банков от санкций, введенных в 2014 г., был запрет на кредитование в зарубежных банках, поскольку они потеряли доступ к дешевым финансовым ресурсам. Для сравнения: в 2013 г. на рынке еврооблигаций российские эмитенты привлекли финансовых ресурсов на 64,4 млрд долл., а в 2015 г. – только на 5 млрд долл.
Эксперты определили, что российская экономика в 2015 г. потеряла 160–200 млрд долл. выпадающих заемных ресурсов, которые надо было либо искать в банках Азии, либо брать из собственных оборотных средств [8].

Санкции наносят значительный ущерб банковскому сектору России и фактически подрывают экономический суверенитет национальных кредитных организаций. Вопросы, касающиеся экономического суверенитета и форм его реализации, давно исследуются в научном сообществе. Например, Ж. Сапир в статье «Основы экономического суверенитета и вопросы о формах его реализации» пишет, что «критика суверенитета становится в последнее время одним из обязательных элементов рассуждений западного политэкономического мейнстрима об экономическом росте» [9]. Автор акцентирует внимание на том, что уменьшается важность и значимость государства, а глобализация экономики рассматривается для оправдания сокращения полномочий государства и в конечном итоге его отказа от суверенитета. Многие экономисты считают, что экономический суверенитет в России есть, однако управление экономикой идет по старинке. Например, в своем интервью «Об экономическом суверенитете» Д. Я. Травин говорит, что страны, которые обладают настоящим суверенитетом, сами принимают решения об управлении экономикой, при этом экономика развивается и есть внешнеэкономические отношения. В этом смысле у России есть экономический суверенитет, поскольку ключевые решения в экономике Россия принимает сама, однако в 2020 г. российская экономика управляется так же, как 10 и 15 лет назад [10].
Другие экономисты говорят о необходимости сосредоточения на угрозах десуверенизации России, поскольку Россия формально продолжает существовать, но степень ее суверенности минимизируется, совершенствуются механизмы экономической и финансовой десуверенизации России [11]. Автор доклада констатирует, что степень финансовой десуверенизации показывают в первую очередь статьи Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», где говорится, что Банк России может судиться в международных судебных инстанциях с российским государством, то есть Банк России не находится в зоне прямого государственного влияния; что в России сейчас действует колониальная финансовая система, поскольку, чтобы выпустить рубли, необходимо закупить доллары; в России доля золота в национальных валютных резервах наименьшая по сравнению с другими развитыми странами; в России резервы значительно больше объема обращаемой денежной массы, а это деньги, изъятые из российской
экономики; что в периоды кризисов, когда все геополитические субъекты снижали ставку рефинансирования, Банк России ее повышает и т. п. [11].
Такие угрозы финансовой десуверенизации, на наш взгляд, являются спорными. Например, финансовая независимость регулятора от государственных структур необходима, поскольку они всегда испытывают дефицит финансовых ресурсов независимо от кризисной ситуации. В настоящее время разработаны схемы межгосударственных расчетов за импорт продукции и ресурсов в национальной валюте, например, расчеты за российский газ некоторыми европейскими государствами. Что касается ключевой ставки регулятора, действительно, в кризисной ситуации Банк России ее сначала повысил до 20%, но в настоящее время наметилась тенденция к ее снижению.
Отдельные ученые заостряют внимание на национальной платежной системе, которая является составной частью экономического суверенитета и финансовой безопасности России. Например, Е. Г. Хоменко в диссертации «Финансово-правовое регулирование создания и функционирования национальной платежной системы России», отмечая взаимосвязь между финансовой безопасностью и наличием устойчивой и конкурентоспособной банковской системы, акцентирует внимание на том, что государство уже озаботилось активным внедрением мероприятий для становления и развития национальной платежной системы, которая защищала бы национальные экономические интересы России [12]. При этом автор подчеркивает, что целью создания национальной платежной системы стало формирование системы для решения комплекса задач по обеспечению бесперебойности обслуживания субъектов российской экономики. Мы согласны в этой части с автором исследования, поскольку укреплять финансовую безопасность и экономический суверенитет России необходимо путем модернизации банковского сектора и финансового рынка, использования отечественных финансовых и информационных те[нологий, повышения качества банковского обслуживания и заботы о клиентах, создания условий для технологического развития в сфере электронной обработки информации, снижения оттока средств капитала за пределы России, контроля движения денежной массы и других мероприятий.
В период кризисных ситуаций президент России В. В. Путин вводил меры поддержки банковского сектора, отдельных банков и их клиентов и всей экономики в целом. Например, 28 февраля 2022 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о специальных экономических мерах в связи с недружественными действиями США, в которых предусмотрены: обязательная продажа иностранной валюты в размере 80% от величины, зачисленной на 01.01.2022; запрет на предоставление резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа; запрет на зачисление валюты на счета и вклады резидентов в зарубежных банках и брокерам и на совершение перевода иностранными компаниями без открытия счета; запрет на выкуп акций публичными акционерными обществами ранее 1 мая 2022 года и установление специальных ограничений; запрет на открытие финансовыми организациями счетов физическим лицам без их очного присутствия [13].
Введены отдельные меры поддержки Российской Федерации, например, Указом Президента Россий\ской Федерации о мерах финансовой стабильности предусмотрен запрет на предоставление нерезидентам кредитов и займов в рублях; запрет для иностранных лиц на операции с ценными бумагами и недвижимостью; запрет на вывоз иностранной валюты в размере больше эквивалента в 10 000 долларов США [14]. Введены отдельные виды дополнительных мер по обеспечению финансовой стабильности в сфере валютного регулирования, налоговые меры поддержки и другие мероприятия [15, 16]. Целый ряд мер предусмотрен в предписаниях Банка России на фондовом и валютном рынке.

Таблица 1
Классификация санкций, применяемых к банковскому сектору

Источник: cоставлено авторами.

Безусловно, меры поддержки банковского сектора, финансовой системы и экономики России в целом актуальны и необходимы. Но мы предлагаем дифференцированный подход к разработке подобных мероприятий, исходя из того, что санкции тоже можно классифицировать по различным критериям и меры поддержки должны быть разными, направленными,
например, на определенное воздействие санкций. В связи с этим предлагаем классифицировать санкции, применяемые к банковскому сектору России, по следующим критериям (табл. 1). Из табл. 1 видно, что санкции могут действовать как небольшой, так и значительный промежуток времени и это может напрямую отразиться на объеме потерь от санкций. Краткосрочными могут быть санкции, которые, например, в связи со значительным обратным эффектом могут быть отменены, или наоборот, эффект от санкций «устраивает» недружественные страны, которые не хотят их отменять. Санкции могут охватить, например, весь банковский сектор или отдельные банки, что тоже отразится на их потерях. Потери от санкций могут быть масштабными, сравнимыми с частью потерь в ВВП, или с потерями банковского сектора за один год, например, в кризисный период. Кредитные организации и весь банковский сектор к ограничениям могут адаптироваться полностью или частично, что особенно важно в период длительных ограничений для сокращения финансовых потерь. Регулятор может ввести контрмеры против отдельных кредитных организаций недружественных стран, которые ввели санкции к банковскому сектору России, и против клиентов этих организаций. Приведенная классификация санкций к банковскому сектору России, конечно, далеко не полная, однако мы подчеркиваем, что меры укрепления экономического суверенитета банковского сектора России должны разрабатываться и осуществляться, по нашему мнению, с учетом подобной классификации (табл. 2).
Отдельные меры поддержки банковского сектора и их направления в условиях разделения санкций по различных критериям, представленные в табл. 2, далеко не полные, но мы считаем, то эти меры поддержки должны учитывать разновидности санкций и направления их классификации по различным критериям. Меры поддержки в кризисный период или во время введения и дальнейшего действия санкций, безусловно, будут поддерживать экономический суверенитет банковского сектора России. Однако мы глубоко убеждены, что обеспечение экономического суверенитета банковского сектора должно в
конечном итоге иметь целью не защиту от санкций и меры поддержки в кризисной ситуации банковского сектора, а его развитие и совершенствование для инвестирования и кредитования отраслей российской экономики, особенно стратегического направления; эффективное развитие российского фондового, валютного и других сегментов российского финансового рынка; оперативное и безопасное внедрение цифровых технологий в банковском секторе, внедрение искусственного интеллекта, снижение критической зависимости банков и инфраструктуры банковского сектора от иностранных поставщиков программных и аппаратных средств, дальнейшее внедрение в банковскую сферу роботов, цифрового рубля. Реализация таких мер позволит существенно укрепить экономический суверенитет банковского сектора России.


Таблица 2
Дифференциация мер поддержки банковского сектора в связи с классификацией санкций

Таким образом, для более адекватного подбора и применения мер обеспечения экономического суверенитета банковского сектора России мы предлагаем дифференцировать вводимые экономические санкции по разработанным критериям, в соответствии с которыми разрабатывать меры поддержки банковского сектора в период кризисных ситуаций, пандемии и др. Для дальнейшего развития банковского сектора и опережающего роста его суверенитета по отношению к банковским секторам других стран, особенно недружественных, необходимо разрабатывать прогрессивные стратегические меры, чтобы легко и без потерь адаптироваться к условиям геополитической напряженности. 


Список литературы
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/1d8dcf5824d5241136fa09b9e9c672ac5d325365/ (дата обращения 10.04. 2022).
2. Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы [Электронный ресурс] – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382148/ (дата обращения 8.04.2022).
3. Санкции против банковского сектора РФ [Электронный ресурс] – URL: https://emigrating.ru/23-03-2022-sanktsii-protiv-rossii/ (дата обращения 23.03.2022).
4. Бадалов Л. Когда Россия почувствует эффект от санкций: прогноз экономиста / РЕН.TV, 23.03.2022[Электронный ресурс] – URL: https://ren.tv/news/ekonomika/953693-ekonomist-sprognoziroval-kogda-rossiiapochuvstvuet-effekt-ot-sanktsii (дата обращения 5.04.2022).
5. Капустянский И. Эксперт оценил, как антироссийские санкции бьют по самому Западу // Свободная пресса, 23.03.2022 [Электронный ресурс] – URL: https://svpressa.ru/economy/news/328984/ (дата обращения 23.03.2022)/
6. Санкции: комментарии российских банков [Электронный ресурс] – URL: https://bcs-express.ru/novosti-ianalitika/sanktsii-kommentarii-rossiiskikh-bankov (дата обращения 25.02.2022)/
7. Гальчева А. Экономисты оценили потери России от санкций в 800 млрд рублей // РБК.Экономика, 14.08.2019 [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/economics/14/08/2019/5d51780c9a7947cd5eb6eb56 (дата обращения 7.04.2022).
8. Веселов А., Азанов Р. Три года санкций: потери и приобретения // ТАСС, 17.03.2017 [Электронный ресурс] –URL: https://tass.ru/politika/4103932 (дата обращения 11.04.2022).
9. Сапир Ж. Основы экономического суверенитета и вопрос о формах его реализации // Проблемы прогнозирования. 2020. № 2. С. 3–12.
10. Травин Д. Я. В 2020 году российская экономика управляется как 10 и 15 лет назад – то есть плохо : интервью об экономическом суверенитете, вреде от принудительного импортозамещения и антиглобалистских последствиях пандемии коронавируса // Реальное время, 12.06.2020 [Электронный ресурс] – URL:https://realnoevremya.ru/articles/177468-dmitriy-travin-ob-ekonomicheskom-suverenitete (дата обращения 9.04.2022).
11. Багдасарян В. Экономический суверенитет: вызовы и проблемы : доклад на конференции «Современные проблемы государственной политики и управления» 17 октября 2012 года в МГУ им. М. В. Ломоносова // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии) [Электронный ресурс] – URL:https://rusrand.ru/docconf/ekonomicheskij-suverenitet-problemy-i-vyzovy (дата обращения 12.04.2022).
12. Хоменко Е. Г. Финансово–правовое регулирование создания и функционирования национальной платежной системы России : дис. … д-ра экон. наук: 12.00.04. – М., 2017 – 408 с.
13. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_410417/ (дата обращения 12.04.2022).
14. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410578/ (дата обращения 12.04.2022).
15. Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах по обеспечению финансовой стабильности в сфере валютного регулирования» [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/68015 (дата обращения 11.04.2022).
16. Федеральный закон от 09.03.2022 № 50-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411105/ (дата обращения 10.04.2022).

 


Наши проекты