Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Цифровая валюта Китая и интеграция цифровых валют стран БРИКС. С. П. САВИНСКИЙ, старший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, кандидат экономических наук

A A= A+ 17.11.2022

Статья – часть комплексного исследования экономики КНР в
постпандемийный период. В статье рассмотрена история внедре-
ния цифровой валюты в Китае, показано влияние центрального
банка страны на регулирование цифровой валюты, развитие пла-
тежной системы страны, на финансовую систему в целом.
Народный банк Китая перенес внедрение цифровой валюты в
стране в практическую плоскость, начав с крупнейшими коммер-
ческими банками страны тестирование цифровой валюты, кото-
рая получила в соответствии с международной практикой офици-
альное наименование e-CNY (цифровой юань КНР). Разработка
функций и тестирование системы в основном завершены, и НБК
уже реализует в некоторых регионах КНР экспериментальные
программы внедрения цифрового юаня. На август 2022 г. экспери-
мент с использованием цифрового юаня проходил в 23 городах
Китая. В случае с китайской цифровой валютой e-CNY применя-
ется централизованная модель управления и двухуровневая опе-
рационная система, то есть право на выпуск e-CNY принадлежит
государству в лице НБК, выделяющему e-CNY коммерческим бан-
кам, которые являются уполномоченными операторами и которые
распространяют e-CNY.

Международная практика свидетельствует, что с момента создания биткоина было запущено в обращение около 10 тыс. криптовалют, которые приобрели хоть какое-то существенное влияние, а их общая стоимость превысила 1,3 трлн долл. На сентябрь 2022 г. на сайте CoinMarketCap котировалось 9612 различного рода криптовалют. При этом необходимо отметить, что такая цифровая валюта, как биткоин, считается децентрализованной и полностью анонимной.
По мнению денежно-кредитных властей КНР, подобные биткоину криптовалюты в основном являются спекулятивными инструментами и, следовательно, несут потенциальные риски для финансовой безопасности и социальной стабильности. Вплоть до мая 2021 г. большая часть майнинга криптовалюты происходила на территории КНР. С сентября 2021 г. в КНР введен радикальный запрет на майнинг и использование любой криптовалюты и всего, что с ней связано, в том числе на хранение и реализацию, заблокированы все сайты, связанные с криптовалютой, инвестиции в нее.
Цифровая валюта, разрабатываемая в КНР, имеет весьма существенное отличие от биткоина, международное сообщество называет такую виртуальную валюту «цифровой валютой центрального банка» (central bank digital currency (CBDC)).

По данным Банка международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS), на 2021 г. центральные банки более 60 стран мира уже велисследования в сфере цифровых валют центральных банков (CBDC), в том числе центральные банки таких стран, как Великобритания, Франция, Канада, Швеция, Япония, Республика Корея, Сингапур, ФРС Соединенных Штатов, а также Европейский центральный банк [18]. Бурное развитие электронных платежей, особенно мобильных платежей, в КНР предоставило населению удобные и эффективные услуги по осуществлению розничных платежей, что способствовало развитию цифровой экономики, помогло населению страны привыкнуть к мобильным платежам и создало более высокий спрос на современные технологии и услуги, что и обусловило создание безопасной и эффективной платежной инфраструктуры, предоставляющей базовые финансовые услуги.
Статистика КНР также свидетельствует, что доля наличных платежей неуклонно снижается. Так, общий объем мобильных платежей вырос в 2019 г. до 59% от общего объема платежей, платежи наличными сократились до 16%, а банковскими картами – до 23% [14].

 История становления цифровой валюты в КНР

 По мнению международных экспертов, Народный банк Китая (НБК) – одно из самых активных учреждений в области изучения цифровой валюты среди центральных банков мира. Финансовый регулятор Китайской Народной Республики в лице НБК уже в 2014 г. создал целевую группу, которая провела исследования в области эмиссии и бизнес-операций, ключевых технологий, условий обращения и международной практики в отношении цифровой фиатной валюты. При этом такие развитые страны, как Франция, США, Япония, только в 2020 г. впервые провели слушания и обсуждение вопросов, связанных с CBDC и с цифровой валютой. В 2016 г. статус указанной группы был повышен до Института цифровой валюты при НБК (Digital Currency Institute of the People’s Bank of China (PBC DCI), в котором был разработан прототип фиатной валюты первого поколения.
Уже в 2017 г. по решению Госсовета Китая НБК перенес внедрение цифровой валюты в стране в практическую плоскость, начав тестирование с крупнейшими коммерческими банками страны цифровой фиатной валюты, которая получила в соответствии с международной практикой официальное наименование e-CNY (цифровой юань КНР), или Digital Currency Electronic Payment (DCEP). Для участия в этом проекте были отобраны крупные коммерческие банки, операторы связи и интернет-компании с высокими рейтингами по размеру активов и доле рынка, а также имеющие передовое технологическое оснащение. В опубликованном НБК в июле 2021 г. докладе «Прогресс в исследовании и внедрении цифрового юаня в КНР» (Progress on Research and Development of E-CNY in China) отмечалось, что базовое проектирование, разработка функций и тестирование системы в основном завершены и НБК уже реализует экспериментальные программы в некоторых регионах КНР по внедрению цифрового юаня.
Выпущенная в Китае цифровая валюта – e-CNY определяется как фиатная валюта, выпущенная центральным банком страны, и обладает всеми основными функциями денег, то есть является расчетной единицей, средством обмена и средством сбережения и, как и наличная национальная валюта Китая юань, законным платежным средством КНР, его цифровой версией. Выпуск и обращение цифровых юаней идентичны этим операциям с физическими (наличными) юанями, в то время как стоимость первых передается в цифровой форме e-CNY. Но e-CNY, так же как и наличный юань, является обязательством центрального банка перед населением, имеет статус законного платежного средства.

В случае с китайской цифровой валютой e-CNY применяется централизованная модель управления и двухуровневая операционная система, то есть цифровые юани аналогичны наличным деньгам в обращении (M0), с одинаковым правовым статусом и экономической ценностью. Право на выпуск e-CNY принадлежит государству в лице НБК, который находится в центре операционной системы e-CNY. НБК выделяет e-CNY – электронные юани коммерческим банкам, которые выступают уполномоченными операторами и распространяют e-CNY среди населения. В настоящее время e-CNY в основном обслуживает внутренние розничные платежные требования на территории КНР. В зависимости от пользователя и назначения
в КНР существует два вида CBDC: для оптовой и розничной торговли. Оптовые CBDC в основном выдаются таким учреждениям, как коммерческие банки, и служат главным образом для оплаты крупных сумм. Розничный CBDC выдается физическим лицам для ежедневных трансакций. E-CNY на данном этапе в основном носит характер розничного CBDC, выпущенного для широких слоев населения Китая, и призван удовлетворить ежедневные платежные потребности граждан.
В действующей в настоящее время в экспериментальном порядке цифровой системе розничных платежей цифровые юани и средства на электронном счете уполномоченных операторов – банков являются взаимозаменяемыми: и те и другие представляют собой наличные деньги в обращении.
НБК выпускает цифровые юани и физические юани параллельно и учитывает их при анализе и управлении денежно-кредитной политикой. При этом руководство НБК отмечает, что до тех пор, пока существует спрос на физический юань, центральный банк не прекратит его эмиссию и не заменит административным распоряжением. В то же время e-CNY также является законным платежным средством Китая, безопасным активом и может быть переведен без использования банковских счетов.
Развитие системы e-CNY в КНР направлено на создание новой формы юаня, которая должна удовлетворить спрос населения на наличные деньги в условиях развития цифровой экономики, будет способствовать развитию цифровой экономики Китая, расширению доступа к финансовым услугам и повышению эффективности денежнокредитной и платежной систем.
Гражданам КНР, не имеющим банковских счетов, предоставляется возможность пользоваться основными финансовыми услугами через электронный кошелек в юанях. Иностранные граждане, путешествующие по Китаю, также могут открыть электронный кошелек в юанях для ежедневных платежей без открытия счета в банках Китая.
Одной из важнейших перспективных целей внедрения цифрового юаня в КНР является возможность совершенствования трансграничных платежей, то есть использования цифрового юаня в трансграничных платежах и тем самым продвижения интернационализации юаня. Однако любые трансграничные платежи связаны с мерами защиты денежно-кредитного суверенитета, валютной политики, и эту проблему руководство КНР также намерено решить.
НБК также активно участвует в международном обмене данными исследований цифровой фиатной валюты и обсуждает установление общих стандартов, чтобы совместно продвигать развитие международной цифровой платежной системы.
НБК внимательно прислушивается к инициативам G20 и других международных организаций по развитию трансграничных платежей и изучает применимость CBDC в трансграничных операциях, налаживает кооперацию с соответствующими центральными банками и денежно-кредитными учреждениями ряда стран для развития сотрудничества в сфере использования цифровой валюты. В подготовленном МВФ, Всемирным банком и Банком международных расчетов для G20 документе отмечается, что использование CBDC для трансграничных платежей сократит число посредников, нарастит скорость трансакций и уменьшит затраты по платежам.
НБК консультируется по актуальным вопросам цифровой фиатной валюты с денежно-кредитными и налоговыми органами, регулирующими учреждениями в различных юрисдикциях, международными финансовыми институтами и ведущими университетами. НБК активно участвует в разработке стандартов для цифровой фиатной валюты и создании международной системы стандартов в рамках iOS.
Институт цифровой валюты НБК (PBC DCI) уже присоединился к проекту «Мост цифровой валюты центрального банка» (m-CBDC Bridge), в котором участвуют Денежно-кредитное управление Гонконга (HKMA), Банк Таиланда (BOT), Центральный банк Объединенных Арабских Эмиратов (CBUAE). Многосторонний проект m-CBDC направлен на тестирование использования CBDC в трансграничных платежах, и его уже поддержал Инновационный центр Банка международных расчетов в Гонконге (BIS Innovation Hub Centre in Hong Kong SAR) [19]. Данное учреждение было создано в 2019 г. и в настоящее время основными направлениями его исследовательской деятельности являются CBDC и зеленые финансы [20].
Развитие цифровой валюты в КНР становится важным инструментом интернационализации юаня, а также решающей силой конкуренции на валютном рынке в будущем. В рамках проекта НБК ведется разработка экспериментального прототипа цифровой валюты, позволяющего осуществлять трансграничные платежи в режиме реального времени между парами CBDC в режиме 24/7 и дающего возможность обмена национальной и иностранной цифровой валюты в трансграничной торговле, что будет способствовать созданию благоприятной среды для большого числа центральных банков в Азии, а также других регионах, содействовать повышению потенциала финансовой инфраструктуры для трансграничных платежей. На основе результатов совместного исследования участвующие центральные банки будут формировать инфраструктуру для трансграничных переводов цифровой валюты, международных торговых расчетов. Цифровая валюта КНР – e-CNY предоставляет все возможности для формирования межрегиональной электронно-валютной зоны и совмещения ее со строительством «Пояса и Пути», что будет способствовать интернационализации юаня.
Система e-CNY поддерживает взаимодействие с традиционными международными электронными платежными системами, в полной мере имея возможность использовать существующую финансовую инфраструктуру для международных валютных расчетов. Китайские эксперты особо подчеркивают, что данный вид цифровой валюты (CBDC), реализуемой центральным банком КНР, не нарушает валютный суверенитет другого центрального банка и его возможности по обеспечению денежно-кредитной и финансовой стабильности.
Китайские эксперты в области цифровой валюты считают, что для развития CBDC есть возможность использовать уже существующие инфраструктуры в денежно-кредитной сфере, чтобы обеспечить взаимодействие между системами CBDC разных стран и действующими платежными системами, подключение цифровых кошельков разных операторов, в том числе подключение электронных кошельков e-CNY к банковским счетам и тем самым улучшить совместимость платежных инструментов при одновременной защите от фрагментации рынка.
Руководство НБК в отношении операций с e-CNY следует принципу «анонимность при небольшой сумме операций и отслеживаемость при значительной сумме». При строительстве системы цифрового юаня серьезное внимание уделяется борьбе с мошенничеством, распространением азартных игр в интернете, уклонением от уплаты налогов, соответствию трансакций требованиям ПОД/ФТ.
Внутри НБК установлен брандмауэр – технологический барьер, который защищает сеть от несанкционированного или нежелательного доступа к информации, связанной с e-CNY, то есть строго реализуются требования информационной безопасности и конфиденциальности посредством таких инструментов, как назначение специального персонала для управления, обособление e-CNY от других институтов, применение многоуровневой системы авторизации и проведение внутренних аудитов. Любые произвольные запросы или использование информации запрещены. В отношении e-CNY в КНР действуют международные стандарты и китайские законы о ПОД/ФТ.
При работе е-CNY используется множество технологий, включая систему цифровых сертификатов, цифровую подпись и зашифрованное хранилище, чтобы сделать невозможными двойные платежи, незаконное дублирование, подделку и фальсификацию трансакций.
Централизованная модель управления и двухуровневая операционная система цифрового юаня в КНР В мире при внедрении цифровой валюты в формате CBDC различаются два варианта обращения цифровой фиатной валюты:
■ одноуровневая модель, в рамках которой центральный банк непосредственно предоставляет услуги по выпуску, обращению и обслуживанию для населения страны;
■ двухуровневая модель, в рамках которой центральный банк выдает цифровую фиатную валюту уполномоченным операторам (денежнокредитным учреждениям, то есть банкам), которые берут на себя работу по обмену и обращению.
В КНР система е-CNY строится на двухуровневой основе, в соответствии с которой НБК отвечает за регулирование и выпуск е-CNY, межведомственное подключение и регулирование системы электронных кошельков. При выборе операторов второго уровня (коммерческих банков) НБК руководствуется размером капитала банка и действующими в банке новейшими технологиями. При этом уполномоченным операторам е-CNY – коммерческим банкам предоставлено право выбора при открытии различных типов цифровых кошельков для клиентов исходя из достоверности идентификации клиента. Двухуровневая система е-CNY, действующая в КНР, призвана в полной мере использовать преимущества уполномоченных операторов в ресурсах и технологиях для создания ориентированной на рынок системы, способствующей инновациям.
Что касается внедрения в КНР системы электронных кошельков – средства обращения цифровых юаней среди пользователей, то данная система строится на основе централизованного управления НБК при предоставлении коммерческим банкам – операторам е-CNY возможности самостоятельно разрабатывать и распространять приложения для мобильных устройств, осуществлять управление электронными кошельками, вести разработку платформ, специальных функций электронных кошельков. НБК устанавливает общие правила, в то время как уполномоченные операторы обеспечивают основные функции и сотрудничают с соответствующими участниками рынка для дальнейшего развития различных платежных и финансовых продуктов.
Коммерческие банки предлагают клиентам различные типы электронных кошельков в зависимости от степени достоверности их личной информации, а также устанавливают дневные лимиты по трансакциям и максимальному балансу. Электронные кошельки начального уровня могут быть открыты клиентам без предоставления идентификационных данных с возможностью обновлять их до электронных кошельков более высокого уровня при предоставлении более полной идентификационной информации.
НБК предусмотрен выпуск личных и корпоративных кошельков в зависимости от владельца. НБК также предусмотрел выпуск программных (мобильных) и аппаратных (карточных) электронных кошельков, и эти два типа электронных кошельков призваны удовлетворить потребности различных групп людей. Программный электронный кошелек предо-ставляет услуги через мобильные платежные приложения, а аппаратный электронный кошелек функционирует на основе чипов безопасности
аналогично традиционным банковским картам. Для обеспечения функций e-CNY предусмотрена поддержка обращения с использованием IC-карт, мобильных телефонов, носимых предметов (колец, брелоков) и устройств интернета вещей.
В Китае также предусмотрена гарантия защиты прав и интересов потребителей при использовании e-CNY, при этом распределение обязанностей по защите прав и интересов потребителей в системе e-CNY аналогично действующему при обращении с наличной валютой. Так, НБК защищает права и интересы потребителей при обмене и обращении цифровых юаней посредством оценки со стороны регулирующих органов. Уполномоченные операторы несут ответственность за аутентификацию e-CNY с помощью его сертификата и серийного номера, рассмотрение возможных споров и компенсацию убытков клиента через соответствующие механизмы урегулирования.
Что касается законодательной базы по e-CNY, то обновленный Закон КНР о Народном банке Китая дополнен положением, согласно которому «юань включает в себя как физическую, так и цифровую формы».
Одновременно с экспериментальным обращением цифрового юаня в КНР проводятся другие исследования, связанные с e-CNY, например, выясняется, может ли цифровая валюта ослабить денежно-кредитную политику страны, привести к ограничению банковских операций и сокращению кредитования, усугубить банкротство банков, оказать влияние на финансовую стабильность, снизить риски, повлиять на регулирование процентной ставки, на цену активов, сказаться на стабильности финансовых рынков страны.


Итоги практической реализации цифрового юаня в Китае
В конце 2019 г. НБК запустил пилотные проекты e-CNY в Шэньчжэне, Сучжоу, Сюнъане, Чэнду, в ноябре 2020 г. к пилотному проекту присоединились другие регионы страны – Шанхай, Хайнань, Чанша, Сиань, Циндао и Далянь. Были разработаны носимые устройства, такие как перчатки, значки с функциями оплаты. В настоящее время пилотная программа охватывает центральные, западные, северо-восточные и северо-западные регионы Китая, а также дельту реки Янцзы, дельту Жемчужной реки, регион Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй. В 2022 г. использование цифрового юаня было расширено на города Тяньцзинь, Чунцин, Гуанчжоу, Фучжоу, Сямынь, а также на шесть городов провинции Чжэцзян. В августе 2022 г. эксперимент с использованием цифрового юаня проходил уже в 23 городах Китая [21].
По состоянию на 30 июня 2021 г. e-CNY был применен более чем в 1,32 млн операций, охватывающих оплату коммунальных услуг, услуги общественного питания, транспорт, покупки и государственные услуги. Было открыто более 20,87 млн личных кошельков и более 3,51 млн корпоративных кошельков, при этом число трансакций достигло 70,75 млн, а суммы трансакций превысили 34,5 млрд юаней. Статистика КНР по итогам 2021 г. свидетельствует о взрывном росте использования цифровой валюты в КНР. Так, если на  середину 2021 г. в стране было всего около 21 млн цифровых кошельков, то к концу года их количество выросло до 261 млн, а сумма операций по ним достигла 87,5 млрд юаней [22]. В настоящее время в КНР уже около 4,6 млн торговых точек принимают платежи в цифровой валюте. 
В настоящее время действующие учреждения, участвующие в исследованиях и разработках цифрового юаня, включают ICBC, ABC, Bank of China, China Construction Bank, Bank of Communications, Postal Savings Bank of China, а также такие операторы мобильной связи в КНР, как China Mobile, China Unicom. В исследованиях и разработках участвуют и китайские интернеткомпании Ant и Tencent [23].
Наибольшую активность в работе с цифровым юанем среди банковских учреждений страны, по данным НБК, проявляет Строительный банк Китая (Construction Bank of China), в котором стремительно выстраивается инфраструктура для цифровых платежей. По итогам 2021 г. банк провел 84,7 млн операций на 43,5 млрд e-CNY по оплате путешествий, потребительских расходов, коммунальных платежей, обучения и развлечения [24].
В соответствии с 14-м пятилетним планом Китая (2021–2025 гг.) НБК продолжает и в настоящее время последовательно продвигать научно-исследовательский проект e-CNY без заранее установленного графика окончательного запуска, принимая во внимание внешние условия развития и местные условия.


Перспективы цифровой валюты в рамках БРИКС
По имеющейся информации, в 2019 г. в рамках стран БРИКС, в частности в России, Китае и Индии, проходило обсуждение планов создания единой системы международных расчетов, что весьма актуально в условиях нарастания санкционного давления как со стороны финансовых структур США и стран Евросоюза, так и международных расчетных систем типа SWIFT.
Предполагалось, что единая система будет создаваться как на базе уже действующей российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС), так и на основе действующей китайской Системы трансграничных межбанковских платежей (Cross-border Interbank Payment System, CIPS).
Поступают предложения и о создании на основе «корзины валют» стран БРИКС, в которую входят и рубль и юань, собственной платежной системы [25]. Предлагается также задействовать для становления единой платежной системы БРИКС уже действующий в Москве клиринговый центр для расчетов в юанях на базе Торгово-промышленного банка Китая (ICBC), а также другие действующие площадки стран БРИКС для перехода на расчеты в цифровой валюте.
В условиях нарастающего санкционного давления на Россию и КНР разработка и строительство единого расчетного центра в цифровой валюте для все увеличивающегося числа стран – членов БРИКС весьма актуально, что позволит не только лишить США и страны ЕС, а также находящиеся под их влиянием организации типа SWIFT значительных рычагов оказания санкционного давления на Россию и Китай, но и снизит издержки на трансграничные финансовые операции стран БРИКС и
присоединившихся к этой структуре стран.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вместе с тем эксперты отмечают, что реализуемый в настоящее время объем тестовых операций с цифровым юанем в 23 городах Китая весьма незначителен по сравнению с масштабами экономики страны, поскольку только одна китайская торговая площадка Alipay по состоянию на середину 2020 г. обслуживала более 1,3 млрд пользователей и 80 млн продавцов, а ежемесячные трансакции составляли в среднем 10 трлн юаней [22].
Чтобы преодолеть разрыв, потребуются весьма значительные инвестиции в этот сектор КНР: для обработки платежей огромного объема трансакций во второй экономике мира – экономике Китая, потребуются миллиарды юаней на строительство центров обработки данных, добавление серверов и увеличение их пропускной способности.
НБК планирует активно продвигать пересмотр законов и нормативных актов, изучать возможность разработки административных мер в отношении e-CNY, совершенствовать свод правил и технических кодексов для усиления защиты личной информации, улучшения управления безопасностью операционной системы e-CNY на протяжении всего жизненного цикла e-CNY, включая защиту паролей, безопасность финансовой информации, безопасность данных, чтобы обеспечить безопасное и стабильное функционирование системы.
Активизация работы над созданием единого расчетно-платежного центра стран – членов БРИКС в цифровой валюте позволит не только нивелировать влияние санкций США и стран Евросоюза, но и может оказаться весьма перспективным направлением сотрудничества для объединения БРИКС, упрочения его организационной структуры в целом и привлечения новых странчленов. Данное предложение может стать весьма перспективным в период председательства России в БРИКС.


Список литературы
1. Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ): Россия в контексте мировой практики : аналитический доклад [Электронный ресурс] / Ассоциация банков России, 2021. – URL: https://asros.ru/upload/iblock/441/d812hhk1b1u7grvjnttvghnba23a37by/2022_01_31-_-doklad-TSVTSB-_-iyun-2021-goda.pdf?ysc
lid=l8elma04yf189641760.
2. Сахаров Д. М. Цифровые валюты центральных банков: ключевые характеристики и влияние на финансовую систему [Электронный ресурс] // Финансы: теория и практика / Finance: theory and practice. Т. 25, № 5, 2021. С. 133–149. – URL http://elib.fa.ru/art2021/bv2046.pdf/download/bv2046.pdf
3. Цзинвэнь В. Цифровой юань – официальная цифровая валюта Китая: юридическая природа и тенденции развития [Электронный ресурс] // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2022. № 1. С. 72–80. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48686310.

4. Емелин И. А. Цифровые валюты и стратегия цифровой трансформации [Электронный ресурс] //Государственная служба. 2021. Т. 23. № 1 (129). С. 13–18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-valyuty-i-strategiya-tsifrovoy-transformatsii/viewer.
5. Маслов А. В., Швандар К. В., Маклакова Ю. А. Цифровые валюты центральных банков и место цифрового рубля [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. 2021. Т. 27. № 5 (809). С. 1058–1073. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=45826745.
6. Khiaonarong T., Humphrey D. Cash use across countries and the demand for central bank digital currency [Электронный ресурс] // IMF Working Paper. 2019. № 46. – URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/03/01/Cash-Use-Across-Countries-and-the-Demand-for-Central-Bank-Digital-Currency-46617.
7. Mancini-Griffoli T. et al. Casting light on central bank digital currency [Электронный ресурс] // IMF Staff Discussion Note. 2018. № 8. – URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/SDN/2018/SDN 1808.ashx.
8. Bordo M. D., Levin A. T. Central bank digital currency and the future of monetary policy [Электронный ресурс] // NBER Working Paper. 2017. № 23711. – URL: http://www.nber.org/papers/w23711.pdf.
9. Bindseil U. Tiered CBDC and the financial system [Электронный ресурс] // ECB Working Paper Series.2020. № 2351. – URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2351~c8c18bbd60.en.pdf.
10. Kumhof M., Noone C. Central bank digital currencies – design principles and balance sheet implications [Электронный ресурс] / Bank of England. Staff Working Paper. 2018. № 725. – URL: https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/working-paper/2018/
central-bank-digital-currencies-design-principles-and-balance-sheet-implications.
11. Lilley A., Rogoff K. The case for implementing effective negative interest rate policy [Электронный ресурс] / In: Cochrane J., Taylo rJ., eds. Strategies for monetary policy. – Stanford, CA : Hoover Institution Press; 2020:27–102. – URL: https://scholar.harvard.edu/files/rogoff/files/lilley_rogoff_implenting_effective_negative_rate_policy_sept_2019.pdf.
12. Agarwal R., Kimball M. S. Enabling deep negative rates to fight recessions : a guide [Электронный ресурс] // IMF Working Paper. 2019. № 84. – URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/WP/2019/WPIEA2019084.ashx.
13. Coeuré B. et al. Investigating the impact of global stablecoins [Электронный ресурс] / Basel : Bank for International Settlements; 2019. 37 p. – URL: https://www.bis.org/cpmi/publ/d187.pdf.
14. Progress on Research and Development of E-CNY in China [Электронный ресурс] / People’s Bank of China. 2021. – URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3688110/3688172/4157443/4293696/2021071614584691871.pdf.
15. Digital yuan: what is it and how does it work? [Электронный ресурс] / Deutsche Bank. 2021. – URL:https://www.db.com/news/detail/20210714-digital-yuan-what-is-it-and-how-does-it-work.

16. E-CNY: main objectives, guiding principles and inclusion considerations. The People’s Bank of China, 2022 [Электронный ресурс] / BIS Papers, № 123. P. 45–48. – URL: https://www.bis.org/publ/bppdf/bispap123_e.pdf.
17. Jianguo Xu. Developments and Implications of Central Bank Digital Currency: The Case of China e-CNY [Электронный ресурс] // Asia Economic Policy Review. 2022. № 17. C. 235-250. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/aepr.12396.
18. Central bank digital currencies : executive summary [Электронный ресурс] / BIS, 30.09.2021. – URL: https://www.bis.org/publ/othp42.htm.
19. Digital Currency Institute of PBC Joins m-CBDC Bridge Project [Электронный ресурс] PBC, 24.02.2021. – URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3688110/3688172/4157443/4196114/index.html.
20. BIS Innovation Hub Centre in Hong Kong SAR [Электронный ресурс] – URL: https://www.bis.org/about/bisih/locations/hk.htm.
21. The challenges ahead for China’s digital yuan [Электронный ресурс] / The Straits Times, 15.08.2022. – URL: https://www.straitstimes.com/asia/east-asia/the-challenges-ahead-for-chinas-digital-yuan.
22. China’s digital yuan extends usage into finance scenarios [Электронный ресурс] Reuters, june 17, 2022. – URL: https://www.reuters.com/article/china-currency-digital-idUSL4N2Y41IE.
23. Центральный банк впервые выпустил технический документ по цифровому юаню [Электронный ресурс] – URL: http://finance.people.com.cn/n1/2021/0718/c1004-32161205.html.
24. Совокупный объем трансакций цифровых юаней Строительного банка Китая составляет 43,5 млрд юаней [Электронный ресурс] – URL: https://www.mpaypass.com.cn/news/202203/30184643.html.
25. Рыбин А. Глава РСПП Шохин предложил создать платежную систему в странах БРИКС [Электронный ресурс] / Российская газета, 25.02.2022. – URL: https://rg.ru/2022/02/25/glava-rspp-shohinpredlozhil-sozdat-platezhnuiu-sistemu-v-stranah-briks.html.


Наши проекты