Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Трансграничные инвестиционные проекты развивающихся стран: роль многосторонних банков развития. И. З. ЯРЫГИНА, доктор экономических наук, профессор департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ М. А. МОРОЗОВА, аспирант департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ

A A= A+ 11.05.2023

В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации трансгра-
ничных инвестиционных проектов (ТГИП) и раскрывается роль много-
сторонних банков развития (МБР) в обеспечении потребностей участ-
ников международного экономического сотрудничества. Проведенный
анализ позволил выявить факторы, способствующие возникновению
МБР и организации работы, направленной на финансирование ТГИП.
В исследовании представлены ключевые проблемы такой деятельности
и способы их решения, включающие формирование сети новых регио-
нальных банков развития, диверсификацию их деятельности; расшире-
ние сопровождения трансграничных операций развивающихся стран,
финансирование субъектов хозяйствования Азиатско-Тихоокеанского
региона, БРИКС и других межгосударственных объединений; поддерж-
ку участия частного сектора в реализации ТГИП; формирование много-
сторонних источников финансирования в целях решения стратегиче-
ских задач. Сделан вывод о целесообразности укрепления межгосудар-
ственной поддержки хозяйствующих субъектов развивающихся стран
в современных условиях мировой экономики1.

На современном этапе развития международных экономических отношений территориальные границы стран становятся ресурсом международного сотрудничества и открываются все больше в рамках усиления интеграции и кооперации. Однако такому уровню организации миропорядка предшествовали долгие годы формирования структуры международных экономических институтов, во многом благодаря которым осуществлялся межгосударственный диалог в торговой, инвестиционной и политической сферах. Современная практика показала, что ресурсом инвестиционного сотрудничества стран, способствующим экономическому развитию на трансграничном уровне, являются трансграничные инвестиционные проекты. Процессы функционирования МБР сопряжены с рядом проблем, препятствующим формированию эффективного механизма реализации трансграничных инвестиционных проектов. В этой связи особый научный интерес представляет рассмотрение исторических особенностей зарождения МБР как институтов развития, изучение их деятельности в современных условиях мировой экономики, направленной на финансирование и сопровождение ТГИП, а также исследование проблемных аспектов реализации финансовой политики банков и поиск решений, способствующих обеспечению экономических потребностей субъектов хозяйствования развивающихся стран.
Предпосылки к созданию многосторонних банков развития и формированию практики реализации трансграничных инвестиционных проектов Зарождению практики реализации трансграничных инвестиционных проектов при поддержке многосторонних банков развития предшествовали события в мировой экономике, которые заложили основы формирования экономических институтов, участвующих в кредитовании международных инвестиционных проектов, и их поддержки правительствами стран – участниц экономического сотрудничества. Изначально кооперация стран строилась на двусторонней основе, однако уже в Средние века формировались торговые союзы, международные торговые и банкирские дома, которые играли значимую роль в поддержании экономических и финансовых связей. В XIX веке образовались тарифные и таможенные союзы, способствующие поддержке международной торговли. Однако в связи со слабым развитием транспортных сетей и систем коммуникации проводить единую политику оперативного реагирования не представлялось возможным, что явилось препятствием расширения деятельности многосторонних банков развития и использования ими унифицированных подходов к осуществлению торгового, проектного финансирования и кредитования деятельности участников международного экономического сотрудничества. Кроме того, поддержка деятельности субъектов хозяйствования
в рамках реализации международных проектов сопровождалась значительными трансакционными издержками, которые превышали выгоды от сопровождения международного сотрудничества.
Локальная напряженность и геополитические конфликты также не способствовали развитию деятельности МБР, а территориальные границы воспринимались как главный источник сохранения полного суверенитета и неприкосновенности национального рынка, чем страны в тот период не могли поступиться даже частично. В свою очередь, технический прогресс и международное разделение труда способствовали оптимизации международной торговли и координации многостороннего сотрудничества, в том числе в финансовой сфере. В целом прогресс был достигнут после Второй мировой войны. Этому, в частности, способствовало осознание несовершенства механизма разрешения споров между странами, а также решения конфликтов с применением силы. В этой связи страны – участницы международной торговли приняли решение о передаче отдельных полномочий международным организациям. Поиск компромиссов привел к созданию в 1944 г. Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Важно отметить, что тяжелые испытания послевоенного времени – истощенность бюджетов военными расходами, отсутствие стабильной инфраструктуры, а также свободных средств для обеспечения послевоенного развития также способствовали формированию коллективных механизмов мобилизации финансовых ресурсов и технической помощи странам в построении экономики послевоенного времени. Политическая воля и экономические предпосылки вели к формированию региональных банков развития, в том числе на многосторонней основе. Одним из ключевых направлений деятельности таких институтов является инвестиционная деятельность, а финансирование и сопровождение трансграничных инвестиционных проектов становится наиболее востребованным направлением работы МБР (табл. 1).

Многосторонние банки развития и ключевые направления их деятельности в ТГИП


Данные, представленные в табл. 1, подтверждают гипотезу о формировании многосторонних банков развития как институтов защиты интересов рынка инвестиций, а также технической помощи в формировании механизмов обеспечения масштабных инвестиционных инициатив и единого подхода к их реализации.

Роль многосторонних банков развития в сопровождении трансграничных инвестиционных проектов
Практика показала, что процесс сопровождения трансграничных инвестиционных проектов является сложным, многоэтапным, поэтому требует привлечения широкого круга участников и больших объемов капитала. В этой связи роль многосторонних банков развития проявляется по трем основным направлениям.
1. В качестве финансовых организаций МБР предоставляют кредиты, гранты, а также выступают в роли гарантов, обеспечивающих выполнение долговых обязательств заемщиков и кредиторов в рамках ТГИП. Свою деятельность МБР осуществляют путем привлечения средств на финансовых рынках, выпуская различные виды облигаций под конкретные проекты. В обобщенном виде кредитные операции банков развития условно разделим на две основные категории:
■ инвестиционные кредиты, используемые в целях финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в различных секторах страны-заемщика;
■ кредиты развития, направленные на финансовое обеспечение масштабных структурных реформ и преобразований. 
Классификация кредитов МБР и ключевые особенности финансирования деятельности по реализации ТГИП представлены на рис. 1. 

Рис. 1. Механизм взаимодействия многосторонних банков развития и государства по вопросам финансирования трансграничных инвестиционных проектов

Ставки по кредитам банков развития в основном плавающие, однако до 1982 г. Всемирный банк, например, предоставлял ссуды развивающимся странам только по фиксированной ставке. Каждые 6 месяцев ставка устанавливается заново на основании стоимости средств банка за прошедшие месяцы. В качестве базовой ставки до недавнего времени считалась 6-месячная ставка LIBOR или EURIBOR, хотя с 2021 г. наблюдается тенденция сокращения использования ставки EURIBOR в расчетах. Каждый банк самостоятельно рассматривает альтернативные варианты ставок, однако по состоянию на конец 2022 г. уход от использования LIBOR полностью не реализован. Сроки погашения инвестиционных кредитов варьируются от 1 года до 35–40 лет. При этом чем выше уровень развитости экономики страны-заемщика, тем более длительный срок погашения кредита предоставляют банки развития. Кроме того, существует льготный период (около 3–5 лет) (в течение которого выплачиваются только проценты), а после этого выплаты основной суммы производятся примерно равными полугодовыми платежами на продолжении срока ссуды. При этом заемщики располагают возможностью гибко адаптировать график погашения до того, как будет заключена сделка на выдачу кредита. Подробную информацию по кредитным продуктам МБР до конца не раскрывают, так как окончательные условия кредитования страны-заемщики обсуждают индивидуально, а итоги обсуждения отражаются в кредитном договоре, имеющем конфиденциальный характер.
Многосторонние банки развития также могут пополнять кредитные ресурсы за счет периодических взносов стран-доноров. Например, Международная ассоциация развития получает взносы от 40 стран-членов каждые 3 года и направляет их на предоставление грантов беднейшим странам. Кроме того, МБР реализуют еще одну ключевую функцию в рамках ТГИП – предоставляют техническую помощь странам-заемщикам и иным участникам инвестиционных процессов. Полномочия в рамках такого вида деятельности направлены на методическое обеспечение реформ, проектов; консультации по вопросам нормативного и правового регулирования, формирования институциональных структур участников проектов; предоставление практических рекомендаций и трансфер технологий.
Посредническая функция МБР предполагает, с одной стороны, участие в проектах в роли гарантов их успешной реализации, а с другой – гарантии того, что обязательства заемщика по выплате долга и обязательства инвесторов по финансированию и поддержке проекта будут исполнены в полном объеме в надлежащее время. Таким образом, МБР способствуют развитию инвестиционного диалога между странами и их экономическими субъектами, а также укрепляют трансграничные отношения между ними. Взаимодействие с многосторонними банками развития, предоставляющими финансовые ресурсы странам-заемщикам в целях реализации трансграничных инвестиционных проектов, играет важную роль в развитии национальных экономик развивающихся стран, а расходы на финансирование МБР составляют небольшую часть (менее 1%) расходов их бюджетов [10].
ТГИП в мировой экономике являются одним из инструментов перераспределения финансовых ресурсов между странами и сферами международных экономических отношений, что способствует уменьшению диспропорций между внутренними инвестициями и сбережениями в странах с развивающимся рынком [3]. Кроме того, трансграничные инвестиционные проекты служат инструментом укрепления инвестиционной и торговой интеграции стран и способствуют созданию конкурентной среды развития частного сектора национальной экономики.


Проблемы реализации трансграничных инвестиционных проектов в современной мировой экономике
Современный этап развития международных экономических отношений характеризуется высоким уровнем турбулентности и неопределенности. Столкнувшись с масштабной пандемией COVID-19, мировая экономика испытала локальные экономические шоки, обусловленные межрегиональными политическими разногласиями и территориальными конфликтами. В настоящее время развивающиеся экономики идут по пути укрепления межстрановой интеграции и сплоченности стран в сфере инвестиционной политики, расширения обмена товарами, технологиями, знаниями и кадрами. Реализация трансграничных проектов становится выгодной всем, так как способствует развитию национальных экономик и расширению международного сотрудничества развивающихся стран. В свою очередь, неурегулированные вопросы многосторонней торговли и инвестиций, а также неадекватная оценка роли развивающихся стран в мировой экономике влекут за собой образование преград развития практики трансграничного инвестирования. Важно отметить, что в 60-е годы XX века страны Юго-Восточной Азии добились успеха, реализуя меры, направленные на достижение экономического роста: открытие рынков, импорт новых технологий и пр. На фоне относительной демократизации принятия решений в послевоенный период развивающиеся страны приобретали желаемые преимущества в решении вопросов финансирования. Действующая с момента подписания ГАТТ- 19472 система принятия решений через механизм консенсуса хотя и создавала видимость условного равенства стран, но ограничивалась в процессе голосования экономическим и политическим весом развитых стран, что усиливало недовольство правительств развивающихся стран. В этой связи по мере увеличения числа членов ВТО, среди которых больше половины составляли развитые государства, достижение консенсуса по вопросам повестки дня стало фактически невозможным, что подтвердила провальная Министерская конференция в Канкуне в 2003 г. и ознаменовал кризис «Доха-раунда», который был частично разрешен лишь в 2015 г. В дальнейшем по мере возникновения новых разногласий, а также проблем, связанных с приходом к власти в США Дональда Трампа, политика которого предполагала построение раздельного диалога со странами-партнерами, в результате чего провалилось соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), на фоне усиления влияния Китая и России в мировой экономике и их обоснованного противостояния США развивающиеся страны направили ресурсы на реализацию региональной политики и интеграцию с соседними странами и идеологическими единомышленниками на базе использования национальных валют. Таким образом, в современных условиях мировой экономики возник вопрос формирования новой институциональной системы с институтами, альтернативными Бреттон-Вудс. Ключевая роль в новом мировом порядке отводится крупным развивающимся странам, участие которых в мировой экономике имеет тенденцию к расширению. К таким странам представляется возможным отнести Китайскую Народную Республику, Республику Индия, Республику Корея. Кроме того, препятствием для реализации ТГИП является недостаточное финансирование проектов и программ развития. Эта проблема обострилась из-за участия международных инвесторов в инициативе по ослаблению бремени долговых обязательств стран с уязвимыми, кризисными экономиками. В 2020 г. эта идея нашла выражение в инициативе Всемирного банка по приостановке обслуживания долгов бедными странами (Debt Service Suspension Initiative, DSSI) в условиях пандемии. До этого некоторые страны, включая Россию, принимали меры по аннулированию долгов беднейших стран, кроме
долгов коммерческих организаций. В условиях неопределенности рынка в ближайшей перспективе существует повышенный риск того, что финансовое положение стран-заемщиков будет ухудшаться, и несмотря на возможность блокировать списание
средств на финансирование проекта в случае неоплаты по кредиту выданные средства могут быть не возвращены. Облегчение долгового бремени является важным компонентом поддержки экономической стабильности беднейших стран, их устойчивого развития и участия в международных экономических отношениях. Однако такая мера позволяет обеспечить долговую устойчивость на время, при этом видимого вклада в экономическое развитие стран не происходит, так как новые проекты увеличивают долговую нагрузку бедных стран и не способствуют урегулированию долговой проблемы. В свою очередь, международные финансовые организации и банки развития вынуждены обеспечивать получение прибыли от реализации проектов и программ, так как за счет прибыли формируются общие и целевые резервы и увеличивается объем средств, обеспечивающих устойчивое развитие. Облегчение долгового бремени за счет сокращения финансовых ресурсов не способствует развитию деятельности банков и снижает возможности кредитных институтов в предоставлении услуг клиентам. Сокращение ресурсной базы вынуждает банки развития привлекать дополнительное финансирование в рамках конверсии долга на акции предприятий или облигации, что предполагает дополнительные расходы, например, на организацию эмиссии и ее осуществление (оплата услуг депозитариев, банкаагента, юридические и консультационные услуги и другие). Важно принять во внимание мировой опыт, который показал, что эмиссия ценных бумаг является самым дорогим инструментом формирования финансовых ресурсов кредитным институтом, сопровождающимся возникновением процентного риска. В случае снижения ключевой ставки на рынке обращения выпущенных облигаций меняется стоимость заемных средств, а при сохранении ставки по выпущенным облигациям на изначальном уровне банки развития будут обслуживать долг в ущерб будущим проектам. Кроме того, из-за активизации деятельности банков развития по борьбе с пандемией и повышению продовольственной безопасности стран на фоне кризиса в мировой экономике, обусловленного, в том числе, масштабными санкциями против России и конфликтом на Украине, средства, предназначенные для реализации в будущем программ развития в наиболее нуждающихся странах, вынужденно направляются на иные цели, не связанные с развитием национальных экономик. До недавнего времени таких беспрецедентных ситуаций в деятельности банков развития не возникало, в том числе в связи с жесткой кредитной политикой, не предусматривающей управления ресурсами с учетом издержек на военные действия или их  предотвращение. В современных условиях мировой экономики при нарастании санкционного давления на Россию возникает вопрос о необходимости привлечения частного сектора к реализации ТГИП, чтобы, с одной стороны, обеспечить приток новых инвесторов к финансированию ТГИП, а с другой – помочь субъектам частного сектора повысить доходы, улучшить деловую репутацию и диверсифицировать деятельность.


Направления процессов реализации трансграничных инвестиционных проектов
Принимая во внимание многолетнюю мировую практику реализации ТГИП и исследования в данной сфере, авторы пришли к выводу, что существует множество аспектов реализации ТГИП, которые в современных условиях нуждаются в совершенствовании, связанном в первую очередь с формированием институциональной платформы, так как в последнее десятилетие наблюдается тенденция к регионализации стран и их кооперации по территориальному признаку или по стратегическим приоритетам. Наиболее активно такие процессы протекают в БРИКС и Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне формирования межгосударственных объединений с конца 80-х годов XX века. Несмотря на неравномерное преодоление последствий пандемии СOVID-19, развитие экономик стран АТР впечатляет темпами роста и общей динамикой развития (рис. 2).

Рис. 2. Динамика ВВП в разрезе стран Азиатско-Тихоокеанского региона, %


Целесообразно отметить также положительную тенденцию развития трансграничных инвестиций в АТР, которые во время пандемии противоречили глобальной тенденции: общемировой уровень инвестиций снизился на 35% в 2020 г., а потоки инвестиций в развивающиеся страны Азии (за исключением стран Южной Азии) выросли на 19% до рекордного уровня 619 млрд долларов США в 2021 г., а в 2022 г. в среднем увеличились на 17% [4].
Кроме того, в постпандемийный период достижение консенсуса в Бреттон-Вудских институтах, таких как Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, а также ВТО, по вопросам торговли и инвестиций становится все более затруднительным, кооперация стран в многостороннем формате сместилась на уровень формирования альянсов «по интересам» с целью организации платформ, обеспечивающих преференциальные торговые соглашения, содержащие новые нормы регулирования, а также создания альтернативных финансовых институтов для финансирования трансграничной деятельности. Так, в последние годы созданы Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Новый банк развития (НБР), в основу которых заложено более справедливое распределение голосов между странами-учредителями, и деятельность которых направлена в большей степени на реализацию проектов в заинтересованных регионах. По мнению авторов, дальнейшим действием, направленным на совершенствование процессов трансграничного инвестирования, является формирование новых банков и инвестиционных фондов развития с более обширным сетевым членством развивающихся стран. Распределение рисков трансграничного инвестирования и разграничение мандатов деятельности участников будет способствовать упрощению механизма управления инвестициями и контроля за ними, сделает их более адресными, что позволит внедрить систему перераспределения проектов в соответствующий банк/фонд развития, взаимодействующий с определенной категорией инвесторов, а также обеспечит подходящие условия финансирования проектов. Важным направлением деятельности в рамках реализации ТГИП, по мнению авторов, является привлечение частного сектора к инвестированию и администрированию программ международного сотрудничества. Исторические особенности ТГИП свидетельствуют, что субъекты малого и среднего предпринимательства не использовали свой потенциал в достаточной степени. Например, получили право участвовать в трансграничных проектах только в рамках программы Interreg IV (2014–2020 гг.). При этом требовалось создание консорциума с участием отдельных предприятий [8]. В современной практике правительства стран, сопровождаемые банками развития, в процессе реализации ТГИП привлекают частный сектор через механизмы закупок и государственно-частного партнерства (ГЧП). Крупные коммерческие предприятия и транснациональные банки также используют меха-изм формирования синдиката для кредитования ТГИП. Синдицированное кредитование широко используется не только при реализации трансграничных проектов, но и на национальном уровне в процессе финансирования государственных инициатив или в рамках совместной проектной деятельности частного бизнеса. Важно отметить, что во многих развивающихся странах существует комплекс проблем, препятствующих применению ГЧП, что связано с отсутствием необходимой нормативной правовой базы, институтов поддержки, а следовательно, успешной практики активного внедрения инструмента на национальном и трансграничном уровне. В последние два десятилетия наблюдается рост востребованности механизма ГЧП, который используется в 134 развивающихся странах. Анализ практики показал, что более 20% общего объема инвестиций в инфраструктуру осуществляется на базе ГЧП [7]. В свою очередь, в 1990-х гг. в странах Европейского союза реализовано 1 749 проектов ГЧП на общую сумму 336 млрд евро. Лидирующие позиции по потребностям в инструментах ГЧП занимают страны Азии. В этом регионе в период с 2010 по 2020 г. осуществлены трансграничные расчеты на сумму 8 трлн долл. США. В этой связи авторы обращают особое внимание на необходимость расширения направления технической поддержки новыми многосторонними банками развития стран-заемщиков и гармонизации финансовых механизмов и их институциональной структуры с целью ускорения стадии подготовки проектов и снижения затрат на их реализацию, в том числе в рамках реализации проектов и программ развития на базе использования механизмов ГЧП.
Авторами также отмечается, что в условиях турбулентности мировой экономики ключевое значение при реализации трансграничных инвестиционных проектов приобретает обеспечение стабильности механизмов их финансирования и повышение финансовой устойчивости институтов развития с целью обеспечения участников мирохозяйственных связей достаточными объемами финансовых ресурсов. Участники мирохозяйственных связей развивающихся стран кроме внезапно начавшейся пандемии столкнулись с политическими и вооруженными конфликтами, которые негативно отразились не только на продовольственной безопасности стран, но и оказали отрицательное воздействие на их долговую устойчивость и инвестиционную активность. Растущие цены на продукцию, нарушение глобальных цепей поставок, введение экономических санкций в отношении участников трансграничной деятельности привели к приостановлению или срыву отдельных трансграничных инвестиционных проектов. В этой связи требуется время для преодоления кризисных явлений, перестройки международных финансовых потоков, заключения новых соглашений и договоров в сфере торговли, инвестиций, способствующих усиленной интеграции стран, разделяющих стратегиские приоритеты развития. Отдельное внимание целесообразно уделить поиску источников капитала и новых инвесторов. За последние несколько лет количество реализуемых проектов в беднейших странах и странах с низкими доходами значительно возросло, и тенденция к такому росту сохраняется даже в условиях непрекращающейся пандемии COVID-19. Одной из возможных мер снижения финансовой нагрузки на банки развития и способом сохранить количество реализуемых ТГИП на приемлемом уровне является создание целевых фондов экономического развития с участием государства и частного сектора. Примером может служить пул условных валютных резервов (ПУВР) БРИКС для поддержания финансовой стабильности в странахучредителях. Решение о частичном использовании средств ПУВР в целях реализации инвестиционных программ будет способствовать реализации странами – участницами БРИКС важных стратегических задач, направленных на обеспечение экономического роста и развитие деятельности субъектов хозяйствования [11].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показал, что в современных условиях мировой экономики трансграничные инвестиционные проекты становятся инструментом развития международного инвестиционного сотрудничества и достижения стратегических целей экономического развития. Формирование многосторонних банков развития с участием правительств стран-партнеров создает
благоприятные условия реализации проектов, способствует мобилизации капитала, кредитованию, грантам, гарантиям и аккумулированию иных ресурсов, востребованных развивающимися странами. В целях решения стратегических задач, направленных на преодоление последствий пандемии COVID-19, территориальных конфликтов, а также противоречий между странами, правительствам развивающихся стран следует сосредоточить усилия в направлении углубления многостороннего сотрудничества. Важно также принять меры по повышению роли банков развития как участников ТГИП, в частности заложить основы новой разветвленной сети институтов развития с более узкой специализацией с целью эффективной реализации их потенциала в рамках финансирования и сопровождения процессов трансграничного инвестирования. Особое внимание следует уделить развитию механизмов вовлечения частного сектора в ТГИП и формированию гармонизированной с мировой
практикой нормативной базы в странах, где данные механизмы отсутствуют или развиты слабо. Кроме того, совершенствование механизмо финансирования ТГИП, а также формирование целевых фондов финансирования отдельных проектов будет способствовать расширению инвестиционного кредитования трансграничных проектов на возобновляемой основе.
Дальнейшее исследование особенностей реализации трансграничных инвестиционных проектов и механизмов их реализации, поиск путей совершенствования механизмов финансирования и взаимодействия участников ТГИП будет способствовать развитию практики устойчивого трансграничного инвестирования с целью достижения экономического роста и обеспечения конкурентоспособности развивающихся стран в глобальной экономике.

 

 

1 Исследование подготовлено в рамках выполнения прикладного научного исследования, проведенного на базе Финансового университета при Правительстве РФ по государственному заданию. 

2 Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс] / АО «Кодекс». https://docs.cntd.ru/
document/1901981.

Список литературы
1. ADB Annual Reports [Электронный ресурс] / Asian Development Bank. – Режим доступа: https://www.adb.org/documents/series/adb-annual-reports.
2. Mahembe E., Odhiambo N. M. Foreign direct investment and economic growth: a theoretical framework //Journal of Governance and Regulation. 2014.V.3. №2.
3. Erhieyovwe E. K., Jimoh E. S. Foreign Direct Investment Granger and Nigerian Growth // Journal of Innovative Research in Management and Humanities. 2016. V. 3. № 2.
4. World Investment Report [Электронный ресурс] / UNCTAD. 2022. – Режим доступа: https://unctad.org/webflyer/world-investment-report-2022.
5. Products and services [Электронный ресурс] / WBG. – Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/what-we-do/products-and-services.
6. Reviving Growth: East Asia and Pacific Economic Update, April 2023 [Электронный ресурс] WBG. – Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/publication/east-asia-and-pacific-economic-update.
7. World Bank Group Support to Public-Private Partnerships [Электронный ресурс] / WBG ; IEG. – Режим доступа: https://ieg.worldbankgroup.org/evaluations/world-bank-group-support-ppp.
8. Sebentsov A. Cross-border cooperation on the EU-Russian borders: results of the program approach / /Geography. Environment. Sustainability. 2020. V. 13. № 1.
9. Морозова М. А. Трансграничные инвестиционные проекты как значимый компонент экономического развития: особенности реализации в современных условиях // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 4.
10. Эскиндаров М. и др. Мировые финансы : учебник. – М. : КНОРУС, 2021. 423 с.
11. Ярыгина И. З. Механизмы финансового сотрудничества БРИКС // Банковские услуги. 2023. № 1.

 


Наши проекты