Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Создание платежной системы стран БРИКС+. С. П. САВИНСКИЙ, старший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, кандидат экономических наук, синолог

A A= A+ 17.07.2023

Статья – часть комплексного исследования формирования новых расчетных пла-
тежных систем в обход доллара США. Если раньше процесс распада Бреттон-
Вудской системы шел естественным образом, без радикальных усилий его против-
ников, то теперь ситуация изменилась в корне. В последние годы уход от расчетов
в долларах США все более набирает популярность в различных объединениях стран
мира, в том числе в развитых странах и странах с развивающимся рынком, делаю-
щих выбор в пользу инновационных механизмов трансграничных платежей и рас-
четов, диверсификации валютных резервов. По данным Международного валютно-
го фонда, по состоянию на конец 2022 г. доля доллара США в международных резер-
вах уменьшилась до 58,4%, что стало самым низким показателем с 1995 г.
В настоящее время перед БРИКС стоит вопрос создания платежной системы для
расчетов с дружественными странами, такими как страны ЕАЭС, Китай, Индия,
Турция, Иран и другие, что позволит снизить зависимость от резервных валют
недружественных стран, таких как США, страны Евросоюза, Великобритания. Уйти
от системы международных расчетов в долларах возможно через создание платеж-
ной системы БРИКС и государствами ЕАЭС, ШОС, Юго-Восточной Азии, Ираном,
Турцией и другими заинтересованными странами. Стремление избавиться от рас-
четов в долларах демонстрируют не только страны БРИКС, находящиеся под санк-
циями США, но и их ближайшие союзники.
Кроме того, по данным исследовательского отчета Goldman Sachs, рост популяр-
ности криптовалют побуждает центральные банки по всему миру внедрять цифро-
вые валюты, что неизбежно приведет к децентрализации доллара.
Однако эксперты считают, что новая валюта не будет создана и внедрена в самые
ближайшие годы. В настоящее время приоритетной задачей стран – членов БРИКС
является активизация расчетов в национальных валютах. По мере повышения лик-
видности национальных валют стран БРИКС можно будет приступить к внедрению
и новой валюты, основанной на корзине валют стран-участниц, а также цифровой
валюты центральных банков.

Образовавшись в 2006 г. как организация четырех стран (БРИК) и расширившись в 2010 г. путем включения в свой состав ЮАР, БРИКС каких-либо активных действий не предпринимала. Однако уже в 2022 г. в течение полугода либо подали заявки, либо выразили намерение вступить в БРИКС восемь государств: Иран, Аргентина, Египет, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Алжир. БРИКС из первоначальной пятерки превращается в объединение из 15–17 стран и предлага-
ет странам-участницам полноправное партнерство. Примечательно, что ряд этих стран входят в число лидеров по добыче нефти и газа, а с учетом российских запасов нефти и газа это объединение становится самым мощным экономическим объединением в мире, к которому переходит контроль за мировой торговлей нефтью. Более того, идет переход от доллара в торговле нефтью на национальные валюты, и Саудовская Аравия уже торгует нефтью за юани.
Финансовое сотрудничество неизменно является темой каждого ежегодного саммита БРИКС. В период с 2012–2017 гг. страны БРИКС учредили НБР, коллективно выступили за использование местной валюты при финансировании развития и учредили пул условных валютных резервов (Contingent Reserve Arrangement – CRA).
Один из основных вопросов, который в настоящее время стоит на повестке дня организации, – создание собственной валюты, с помощью которой страны БРИКС+ будут вести взаиморасчеты без участия доллара. На саммите БРИКС, который состоялся летом 2022 г., Владимир Путин выдвинул инициативу по созданию новой резервной валюты на основе корзины валют стран – участниц БРИКС. Валюта стран БРИКС имеет все возможности стать общемировой, поскольку уже сейчас БРИКС – 31,5% мировой экономики, и это не считая потенциального вхождения в объединение новых стран (Алжир, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Аргентина и др.).
К 2035–2040 гг. БРИКС может претендовать на контроль над половиной общемировой экономики. В этом случае в международных расчетах и резервировании будет использоваться собственная валюта, а не доллар и даже не юань. Возможные варианты: корзины валют стран-участниц, смешанная корзина, включающая золото и сырьевые товары. Во время саммита БРИКС в ЮАР в августе 2023 г. в ходе мероприятия будет подробно обсуждаться процесс создания новой валюты и лидеры стран будут рассматривать уже готовые предложения. Каждая страна БРИКС заинтересована в максимальной интенсификации работы в этой сфере, и самое сложное – добиться консенсуса по распределению долей учредителей. Если будет достигнуто согласие по этому вопросу, то практический и технологический процесс пойдет максимально быстро.
Главный приоритет для БРИКС – создание параллельной международной платежной системы, и организация уже работает над созданием такой системы на основе валютной корзины стран – участниц БРИКС. Вес каждой валюты может быть пропорционален ВВП страны-участницы, ее доле в международной торговле, населению, территории, природным ресурсам и различным товарам, включая золото.
В ноябре 2022 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил другому объединению, в которое входят Россия и Китай, а именно странам – участницам ШОС, также создать собственную платежную систему, аналогичную западной SWIFT, для расчетов в национальных валютах и достижения независимости от влияния третьих стран в финансовом секторе. Так же как и в БРИКС, в рамках ШОС предлагается создать собственную систему электронного обмена финансовой информацией и проведения банковских платежей, ускорив переход на расчеты в национальных валютах.
В России создана и успешно действует cистема передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) – канал передачи электронных сообщений о финансовых операциях в рублях и иностранной валюте (финансовых сообщений). Данная система может взаимодействовать с иностранными денежно-кредитными учреждениями.
В КНР также создана и успешно функционирует трансграничная межбанковская платежная система (Cross-border Interbank Payment System, CIPS), которая позволяет осуществлять расчеты в юанях. С российской стороны на середину 2022 г. к системе CIPS присоединились 25 российских банков [19]. Однако для расчетов в иностранной валюте (доллар, евро и т. д.) китайские банки вынуждены использовать систему SWIFT.
Летом 2021 г. о возможности интеграции CIPS с СПФС сообщила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, утверждая, что есть техническая возможность объединить через шлюз СПФС и китайскую CIPS. Однако объединения до сих пор не произошло. Возможно, это обусловлено тем, что китайская CIPS в своей работе вынуждена использовать инфраструктуру SWIFT и зависит от этой системы.
Наиболее перспективным представляется создание платежной системы стран БРИКС+ на основе корзины цифровых валют центральных банков (CBDC) стран – участниц БРИКС+. Предполагается создать клирингово-процессинговый центр в виде звезды пяти стран, чтобы не допустить доминирования одной из стран, однако согласовать платежные стандарты между странами сложно, требуется время.
Работа по созданию и внедрению такой цифровой валюты уже идет в Китае и в России.
По данным Народного банка Китая (НБК), по состоянию на конец 2022 г. объем цифровых юаней в обращении достиг 13,61 млрд юаней (около 2,01 млрд долл. США). Банком России также ведется разработка внедрения цифрового рубля. Так, с 1 апреля 2023 г. Банк России запустил с участием 13 банков пилотный проект по операциям с цифровым рублем между физическими лицами и платежам в торговосервисных предприятиях [20]. Запуск обмена цифрового рубля на иностранную валюту и открытие кошельков нерезидентам может произойти с 2024 г.
В настоящее время данная работа находится на стадии тестовых трансакций в парах Россия – Индия и Индия – ЮАР, действуют рабочие группы национальных платежных корпораций России, Индии и ЮАР. Разработчики договорились, что при создании новой платежной системы они будут поддерживать баланс между платежными системами стран БРИКС, с тем чтобы не создавать централизованную, иначе со временем может получиться, как с Visa и Mastercard.
Хотя КНР лидирует в разработке цифровых платежных систем и цифровой валюты, отвергаются в качестве единых для всех стран стандарты на основе исключительно китайских QR-кодов. Для решения данной проблемы создано юридическое лицо «НьюБРИКСпэй» – альянс, работа которого находится в стадии пилотной трансакции. Прорабатываются вопросы создания клирингового центра и выбора валюты расчетов.
За основу принята идея универсальной счетной единицы – СДР МВФ, т. е. не юань, не рупия и не рэнд и др., а корзина валют стран БРИКС, в которой каждая валюта имеет свой вес и которая состоит из рубля, юаня, рупии, рэнда и т. д. и называется Нью юнион энд акаунт (NU&Akaunt).
Это будет счетная единица, через которую будут вестись перерасчеты в рупии, юани, рубли и т. д., так же как ведутся перерасчеты в СДР. Проект был анонсирован в 2015 г., в 2016 г. руководство Индии согласилось включиться в работу по созданию платежной системы БРИКС, началась активная фаза работы.
На данном этапе это частная инициатива, инициатива делового совета БРИКС и одного из соучредителей РСПП. Ведется также разработка системы «Нью интернешнл пэй систем» (NIPS). Предполагается, что Новый банк развития, созданный в 2016 г., который находится в Шанхае, окажет весьма существенную разностороннюю поддержку в данном процессе.
Переход на расчеты в национальных валютах 

Система расчетов на основе цифровой валюты стран БРИКС – это перспективная модель будущего, а первым этапом реформирования расчетов в рамках БРИКС является переход на расчеты в национальных валютах. Китай, Индия, Турция и Бразилия уже объявили о переходе на национальные валюты во взаиморасчетах между собой. Рассматриваются варианты перехода на расчеты в юанях между КНР и Саудовской Аравией, а также между Россией и Индией. В последние годы юань приобрел достаточное влияние и постепенно теснит доллар США в международных расчетах. Основной упор в противостоянии доллара США и китайского юаня в настоящее время заключается в формировании рынка нефтеюаня, где основными участниками сегодня выступают Иран, Саудовская Аравия, а также Россия.
Вместе с тем эксперты отмечают, что процесс перехода на взаиморасчеты в национальных валютах не будет быстрым, поскольку для этого необходимы соответствующие инфраструктура и экономические условия. По итогам 2022 г. доля расчетов в национальных валютах стран БРИКС составила 38%, в то время как в 2013–2014 гг. она не превышала 2–3%. По прогнозам, в ближайшее время это показатель вырастет до 50%, причем не только за счет энергетического сектора экономики, но и за счет торговли сельхозпродукцией и товарами массового потребления. Эксперты отмечают различия в мотивации к уходу от расчетов в долларах у России и других стран – членов БРИКС. Если Россия вынуждена в создавшихся условиях переходить к расчетам в альтернативных валютах из-за санкций и замораживания счетов, то Китай хочет в нынешней ситуации диверсифицировать существующую систему, стремясь к стабильности.
Бразилия, так же как и Россия, весьма зависима от платежей за сырьевой экспорт в долларах и серьезно опасается рисков обесценения резервных валют, валютных рисков. Вместе с тем объемы расчетов в национальных валютах стран БРИКС нарастают и Бразилия не против ослабить свою зависимость от доллара.
Индия тоже заинтересована в наращивании объемов расчетов в национальных валютах, хотя активно не выступает против доллара США. Тем не менее руководство страны недовольно доминированием доллара и стремится также уменьшить свою зависимость от американской валюты.
Руководство ЮАР хотя и не занимает активной позиции в плане полного ухода от расчетов в долларах США, но поддерживает инициативы БРИКС+ по наращиванию расчетов в национальных валютах. Члены ШОС тоже работают над постепенным переходом на взаиморасчеты в национальных валютах, и представители Межбанковского консорциума ШОС занимаются этими вопросами. В 2020 г. министры финансов ШОС направили рекомендации по доработке дорожной карты развития двусторонней торговли и инвестиций и выпуска облигаций в местных валютах.
В рамках стран БРИКС поощряется использование местных валют в двусторонней торговле и укрепляется внутреннее валютное сотрудничество с использованием двусторонних валютных свопов для ослабления доминирования доллара США в качестве основной валюты.
18 августа 2022 г. в ходе торгов на Московской межбанковской валютной бирже объем торгов в паре юань – рубль впервые в истории превысил объем торгов в паре доллар – рубль, что было обусловлено тем, что с китайской валютой не возникает проблем ни при перечислении ее, ни при обналичивании. Российские компании «Русал» и «Полюс» в августе 2022 г. впервые разместили облигации в юанях, что может стать примером и для других российских организаций.
Возможный поэтапный план внедрения новой платежной системы стран БРИКС может содержать следующие пункты:
■ пара л лельна я интеграция российской платежной системы «Мир пэй» китайской «Юнион Пэй» с платежными системами стран ЕАЭС, Индии («Рупэй»), Ирана, Турции, ЮАР и Бразилии (Elo);
■ широкое внедрение расчетов в национальных валютах с применением страховочных систем в виде страхования валютных рисков, активного использования валютных свопов центральных банков;
■ создание фондов с целью защиты курсов национальных валют от внешнего влияния;
■ замена цены доллара на стоимость золота в качестве якорной;
■ разработка и внедрение системы расчетов в национальных цифровых валютах центральных банков.
Реализация вышеперечисленных этапов позволит сформировать новую финансовую систему. Вместе с тем эксперты отмечают и объективные трудности на пути реализации этих планов – необходимо преобразование нормативно-правовой базы большинства центробанков стран-участниц на более суверенную систему, поскольку действующая нормативная система в значительной степени регулируется Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком.
Интересным и выгодным может стать создание универсальной платежной системы, предполагающей выпуск общей платежной карты БРИКС, объединяющей национальные системы Китая (Union Pay), Индии (RuPay), Бразилии (Elo), государств – членов ЕАЭС (МИР, Белкарт и т. д.).
Весьма значимым шагом к созданию независимой платежной системы в рамках БРИКС могла бы стать бесконтактная платежная система BRICS Pay, которая связала бы действующие в настоящее время платежные системы странчленов с общей интегрированной платформой платежей. При этом система BRICS Pay будет не дублировать национальные платежные системы стран-участниц, а интегрировать их в существующие платежные системы стран – членов БРИКС. BRICS Pay планирует реализовать это через увязку банковских карт граждан стран БРИКС с онлайн-кошельками, доступными через мобильные приложения на смартфонах. По мнению международных экспертов и разработчиков, самым большим преимуществом BRICS Pay станет то, что эта платежная система предоставит возможность использовать национальные валюты стран БРИКС для трансграничных платежей.
Увеличение доли расчетов в национальных валютах между странами БРИКС необходимо для становления общей альтернативной расчетной валюты стран БРИКС+, кроме того, требуется создание соответствующей финансовой инфраструктуры, активизация действия пула условных валютных резервов, существующего с 2015 г. в рамках БРИКС и предназначенного для страхования на случай дефицита ликвидной валюты. В настоящее время доля расчетов в национальных валютах стран БРИКС растет высокими темпами: с 2% в 2014 г. до 38% по итогам 2022 г. [21]. Отмечается потенциал дальнейшего роста расчетов в национальных валютах в ближайшее время за счет поставок сельхозпродукции и товаров широкого потребления.
Процесс перехода на расчеты в национальных валютах уже набирает обороты. Так, Бразилия и КНР договорились о расчетах в национальных валютах – юанях и реалах. По сообщению Bloomberg, Бангладеш, Казахстан и Лаос заключили соглашение с КНР об использовании юаня во взаимных расчетах, а Малайзия, Индонезия, Сингапур и Таиланд создали систему трансграничных расчетов между странами в своих национальных валютах. Россия и Индия также стремятся уходить от доллара и евро во взаимной торговле, переходя на расчеты в национальных валютах. Однако для полноценного перехода нужно решить вопрос сохраняющегося дисбаланса в торговле двух стран, поскольку Индия покупает у России в пять раз больше, чем продает.
Президент России Владимир Путин неоднократно акцентировал внимание на необходимости перехода на расчеты в национальных валютах. В октябре 2022 г. во время выступления на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» российский президент сказал, что переход на национальные валюты будет набирать темп и такие расчеты будут доминировать в мире.
В августе 2023 г. на саммите БРИКС в ЮАР предполагается рассмотреть возможность ускорения расчетов в национальных валютах и введения единой валюты, и в настоящее время уже прорабатываются детали. Детали, по всей видимости, обсуждались и во время визита премьер-министра России Михаила Мишустина в мае 2023 г. в КНР и на его встрече с директором Нового банка развития БРИКС экспрезидентом Бразилии Дилмой Руссефф. Судя по всему, Новый банк развития станет клиринговым центром для расчетов в национальных валютах и эмиссионным центром новой валюты. Создание единого клирингового центра позволит решить проблему взаиморасчетов в национальных валютах стран БРИКС+.
Эксперты Российской академии наук и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) разработали модель новой мировой расчетной валюты, которая обсуждается с заинтересованными странами БРИКС+. Также планируется охват более широкого ареала стран ШОС. Данная модель строится на основе двух корзин и поэтому является весьма устойчивой:
■ прозрачная система весов национальных валют в корзине по аналогии с корзиной специальных прав заимствования МВФ (Special Drawing Rights, SDR);
■ товарная корзина биржевых товаров.
Разработчики данной модели расчетной валюты подчеркивают, что такая валюта будет использоваться только для международных расчетов и ценообразования и не отменяет торговлю в национальных валютах. Плюсы корзины валют – относительная независимость от курса какой-то «эталонной» валюты, включая действия центрального банка государства какой-то валюты, а также отсутствие больших резервов в других валютах. Это будет наднациональная валюта, т. е. она не заменит национальные, как это произошло в Евросоюзе, так как экономики стран БРИКС слишком различны. Для стабильности новой валюты, очевидно, будет установлена большая доля юаня, который будет сглаживать обесценивание валют других стран – членов БРИКС.
Новая искусственно созданная валюта может строиться на валютах стран-участниц по ВВП (тогда на 70% она будет зависеть от юаня) или по объемам экспорта из той или иной страны (доля Китая около 63%) – в любом случае зависимость от Китая весьма велика, но и одновременно курс юаня довольно стабилен к доллару – разница минимального и максимального курса за последние 5 лет составляет всего 12%. Саудовская Аравия согласилась принимать оплату за нефть в юанях вместо доллара, а многие покупатели российских ресурсов – в рублях.
Современные технологии предоставляют возможность быстро и качественно реализовать внедрение новой резервной валюты БРИКС. Эксперты считают, что технически создать платформу для резервной валюты и формулу ее расчета с эффективным распределением весов – задача выполнимая в относительно сжатые сроки. Новая расчетная валюта стран БРИКС можетбыть подобна SDR или ранее существовавшей а стадии становления Евросоюза ЭКЮ – европейской валютной единице, состоявшей из корзины валют стран-членов.
Во времена СССР среди стран, входивших в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), также существовала расчетная валюта – переводной рубль, валюта многостороннего клиринга и средство платежа и накопления в системе многосторонних расчетов стран – членов объединения, созданного под эгидой СССР, которая использовалась в период 1964– 1991 гг. Основной целью создания переводного рубля было стимулирование роста экономик стран СЭВ и проведение безналичных расчетов между странами-участницами без использования доллара США. Международный банк экономического сотрудничества выступал эмитентом переводного рубля. Эксперты отмечают многолетнее успешное функционирование переводного рубля и его весьма существенную роль в мировом товарообороте в советское время.
SDR, ЭКЮ и переводной рубль не были валютами, находящимися в обращении, не выпускались физически, а являлись расчетными валютами. Новая резервная валюта БРИКС не будет копией вышеназванных валют. Однако формирование резервной валюты будет осуществляться на основе корзины валют стран БРИКС, что делает ее сходной с SDR и ЭКЮ. Весьма вероятным эмитентом новой расчетной валюты стран БРИКС может стать Новый банк развития, в котором каждая из стран владеет 20% уставного капитала банка и который привлекал средства и кредитовал в национальных валютах. Высокий кредитный рейтинг Нового банка развития (в марте 2022 г. агентство Fitch подтвердило рейтинг НБР на уровне АА+) предоставляет банку возможность привлекать капитал на финансовых рынках на весьма выгодных условиях, под невысокий процент и кредитовать по гораздо более льготной ставке по сравнению с рыночными ставками стран БРИКС.
По заявлению министра интеграции и макроэкономики Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Сергея Глазьева на Петербургском экономическом форуме в июне 2022 г., Евразийская экономическая комиссия уже разработала модель новой мировой расчетной валюты и обсуждает ее с Китаем. По имеющейся информации компания «Ростех» создает альтернативу SWIFT на основе технологии блокчейн. Такая модель изначально разрабатывалась в Российской академии наук и строилась на основе двух корзин: корзины национальных валют и товарной корзины биржевых товаров, – что создавало очень устойчивую расчетную валюту. Новая валюта не отменяет национальные валюты и торговлю с расчетами в национальной валюте, но является очень важной для ценообразования. Россия может получить ряд преимуществ от внедрения такой валюты в расчетах между странами – членами БРИКС+, где в корзине валют будет российский рубль, поскольку любая трансакция между третьими странами будет работать на укрепление российской валюты. В этой связи интересно сообщение,
что в начале 2022 г. прорабатывалась система взаиморасчетов между Россией и Индией в национальных валютах – рублях и рупиях, гдеза основу принимался не доллар США, а весьма стабильный китайский юань, и руководство КНР было весьма заинтересовано в такой перспективе.
Разница в экономике стран БРИКС слишком велика. Эксперты отмечают другие варианты разработки наднациональной валюты. Так, Сергей Глазьев предложил создание наднациональной валюты для осуществления международных расчетов на основе валютной корзины стран-участниц и корзины биржевых товаров. Распределение долей в корзине валют стран БРИКС по объему экономик по паритету покупательной способности (ППС) может выглядеть следующим образом:

  • 58,8% – Китай
  • 22,11% – Индия
  • 9,81% – Россия
  • 7,53% – Бразилия
  • 1,75% – ЮАР.

При таком распределении возможны возражения со стороны КНР исходя из геоэкономического положения страны в настоящее время: по номинальному значению КНР – вторая экономика мира после США, а при расчете по ППС – уже с 2014 г. Китай вышел на первое место в мире. На страны БРИКС в настоящее время приходится 50% населения Земли, 25% мирового ВВП, 50% ВВП от G7. Весьма значимым является и тот факт, что чуть менее 80% ВВП США и остальных стран G7 приходится на сферу услуг – образование, медицина, быт,финансы и т. д., в то время как доля реального сектора составляет всего 20%. В структуре ВВП стран БРИКС доля услуг не превышает 60%, а доля реального производства достигает от 35 до 55%. При этом США искусственно раздувают ВВП страны за счет услуг, при том что услуги по большей части потребляются внутри страны.
Руководство России также может возражать против весьма незначительной доли в 10% при учете геополитического фактора, рассчитывая по меньшей мере на 25%-ную долю в корзине валют. Индия со своей стороны может претендовать на большую, чем 22%, долю в корзине валют.
Оценки экспертами США создания платежной системы стран БРИКС
Весьма интересно научное исследование, проделанное в США одним из ведущих научных центров страны – Гарвардским университетом, опубликованное в феврале 2022 г., по всей видимости, уже с существенными коррективами и озаглавленное «Могут ли страны БРИКС дедолларизировать мировую финансовую систему» [18]. Данное научное исследование, занимающее около 100 страниц печатного текста, содержит анализ институциональных и рыночных механизмов, созданных странами БРИКС для внедрения новой системы расчетов в обход доллара.
Весьма показательна информация о том, кто стал инициатором исследования и финансировал данный проект в Гарварде: «эта работа связана с инициативой Министерства обороны Minerva Initiative, а финансирование осуществлялось через Министерство военно-морского флота в лице Управления военно-морских исследований» [18].
Вывод исследователей Гарвардского университета однозначный: «инициативы БРИКС по дедолларизации создали критически важную инфраструктуру для перспективной альтернативной недолларовой глобальной финансовой системы», что угрожает национальной безопасности США. Эксперты Гарварда отмечают, что стремление Нового банка развития использовать национальные валюты стран БРИКС при финансировании вместо доллара США представляет собой лишь верхушку айсберга инициатив БРИКС по дедолларизации.
Страны БРИКС разработали концепцию общей платежной системы для розничных платежей и трансакций между странами-членами, что стало возможным благодаря прогрессу в секторе финансовых технологий (fintech), и это создаст волновой эффект во всем мире, распространив процесс дедолларизации на другие крупные объединения, такие как Шанхайская организация сотрудничества. Как одну из значимых мер эксперты по дедолларизации из Гарварда отмечают успешный запуск фьючерсных контрактов на нефть в юанях – новый финансовый инструмент дедолларизации мировой торговли нефтью. Кроме того, страны БРИКС находятся в процессе разработки цифровой валюты БРИКС под названием BRICS Coin, которая закладывает основы для цифровой дедолларизации.
В настоящее время, по мнению американских экспертов, действуют два ограничения, которые не позволяют странам БРИКС сформировать единую дедолларизирующую коалицию. Во-первых – тесные отношения некоторых стран БРИКС с США, например Индии. Во-вторых, некоторые страны БРИКС весьма уязвимы, поскольку интегрированы в долларовую систему, например Бразилия, и в итоге у стран БРИКС нет единого решения относительно приоритетов и срочности действий по дедолларизации, о чем свидетельствует несостоявшаяся попытка БРИКС создать собственное рейтинговое агентство.
Новый банк развития (New Development Bank – NDB) и пул условных валютных резервов (Contingent Reserve Arrangement – CRA) служат примерами коллективной мобилизации БРИКС для реформирования глобальной финансовой системы. Эксперты из Гарварда считают, что самый надежный способ для стран БРИКС снизить свою зависимость от доллара США – это расширить использование своих собствен-ных национальных валют в трансграничных платежах.
Россия и Китай придерживаются разных подходов к дедолларизации. Россия была гораздо более агрессивна в попытках защитить свою экономику от санкций США и является самым ярым сторонником дедолларизации в рамках БРИКС. Китай, напротив, оказался более способным к существенным изменениям, хотя открыто не говорил о дедолларизации, фокусируясь на стабильности и равенстве систем. Главным фронтом, на котором будет решаться будущее доллара, как считают эксперты
Гарварда, станет мировой рынок сырьевых товаров, особенно рынок нефти стоимостью 1,7 трлн долл. США. Использование альтернативных доллару валют на мировых нефтяных рынках становится самым серьезным вызовом нефтедолларовой системе. В 2018 г. Китай запустил на Шанхайской международной энергетической бирже фьючерсный контракт на нефть, номинированный в юанях (yuan oil futures). Китай сделал нефтяные фьючерсы в юанях еще более привлекательными, предо-
ставив торговую инфраструктуру для обмена нефти на золото, поскольку юань конвертируется в золото на Шанхайской золотой бирже и Гонконгской золотой бирже.
Появление нефтеюаня позволяет странам, находящимся под санкциями США, особенно крупным экспортерам нефти, таким как Россия и Иран, получить доступ к мировым рынкам через альтернативную валюту и недолларовые платежные системы, тем самым ослабив эффективность санкций США. Весьма значимым шагом к созданию новой платежной системы стран БРИКС эксперты Гарварда считают создание в настоящее время системы BRICS Pay, которая объединит национальные платежные системы стран БРИКС с интегрированной облачной платформой для платежей с использованием новейших финтехинноваций. BRICS Pay свяжет кредитные или дебетовые карты граждан стран БРИКС с онлайн-кошельками, которые будут доступны для оплаты 24/7 через мобильное приложение, установленное на их смартфонах, и даже не входящие в БРИКС страны также смогут использовать эту платформу.
Самое большое преимущество BRICS Pay в том, что предлагаемая интегрированная платежная система сделает возможным использование национальных валют стран БРИКС  для внешних платежей. Платежная система БРИКС также позволит странам-членам снизить свою зависимость от международных платежных организаций, таких как SWIFT, Visa и Mastercard.
Интегрированна я платежна я система БРИКС, объединяющая национальные платежные системы стран – участниц БРИКС, а также позволяющая участвовать странам, не входящим в БРИКС, потенциально подорвет финансовое доминирование действующих глобаль ных финансовых центров Запада и США. Эксперты Гарвардского университета отмечают, что страны БРИКС разрабатывают собственную цифровую валюту центрального банка, которая произведет революцию в мировой валютной системе. Американские эксперты обеспокоены тем, что цифровая валюта в состоянии обойти глобальную банковскую систему и позволит осуществлять прямые платежи в другие страны, уменьшая влияние действующих денежно-кредитных систем США и Евросоюза.
Потенциальная угроза для доллара США состоит в том, что БРИКС+ расширяет платформу, привлекая другие страны и региональные интеграционные институты, такие как Меркосур, ШОС, ЕАЭС, Таможенный союз Южной Африки, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии и АСЕАН+.
БРИКС+ создает расширенную платформу, объединяет около трех десятков стран, координирует политику с региональными партнерами БРИКС на четырех континентах, обеспечивая платформу для строительства новой финансовой инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном этапе руководство России стремится получить выгоды от расчетов с дружественными странами в национальных валютах. Россия, где это выгодно, расширяет список экспортируемых за рубли товаров: удобрения, зерно, масло, нефть, уголь, металлы, лес и тому подобное.
Однако на первом этапе наиболее оптимальным вариантом для России мог бы стать переход на национальные валюты во взаимных расчетах со странами БРИКС, Турцией и Ираном. Данная форма расчетов в национальных валютах стала бы промежуточной, переходной моделью торговых расчетов при разработке и внедрении новой расчетной валюты на основе валютной корзины стран БРИКС и в последующем расчетной цифровой валюты центральных банков БРИКС.
Страны – члены БРИКС уже работают над созданием перспективной альтернативы SWIFT в рамках БРИКС+ и ведут совместныразработки цифровой валюты БРИКС. БРИКС уже формирует новые рыночные инструменты и инфраструкт уру, которые переориентируют глобальный финансовый поток от действующей системы. Хотя Россия проявляет наибольшую активность в стремлении к созданию новой платежно-расчетной системы, практика внедрения Китаем торговли нефти за юани свидетельствует о наибольших возможностях этой страны и представляет наибольшую у грозу долларовой гегемонии.

Список литературы
1. Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ): Россия в контексте мировой практики : аналитический доклад. Москва, 2021 [Электронный ресурс] / Ассоциация банков России. – URL:https://asros.ru/upload/iblock/441/d812hhk1b1u7grvjnttvghnba23a37by/2022_01_31-_-doklad-TSVTSB-_-iyun-2021-goda.pdf?ysclid=l8elma04yf189641760.
2. Сахаров Д. М. Цифровые валюты центральных банков: ключевые характеристики и влияние на финансовую систему [Электронный ресурс] / Финансовый университет. – URL: http://elib.fa.ru/art2021/bv2046.pdf/download/bv2046.pdf.
3. Цзинвэнь В. Цифровой юань – официальная цифровая валюта Китая: юридическая природа и тенденции развития [Электронный ресурс] // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2022. № 1. С. 72–80. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48686310.
4. Емелин И. А. Цифровые валюты и стратегия цифровой трансформации [Электронный ресурс]// Государственная служба. 2021. Т. 23. № 1 (129). С. 13–18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-valyuty-i-strategiya-tsifrovoy-transformatsii/viewer.
5. Маслов А. В., Швандар К. В., Маклакова Ю. А. Цифровые валюты центральных банков и
место цифрового рубля [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. 2021. Т. 27. № 5 (809). С.1058–1073. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45826745.
6. Khiaonarong T., Humphrey D. Cash use across countries and the demand for central bank digital currency [Электронный ресурс] // IMF Working Paper. 2019. № 46. – URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/03/01/Cash-Use-Across-Countries-and-the-Demand-for-Central-Bank-Digital-Currency-46617.
7. Mancini-Griffoli T. etal. Casting light on central bank digital currency [Электронный ресурс]// IMF Staff Discussion Note. 2018. № 8. – URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/SDN/2018/SDN 1808.ashx
8. Bordo M. D., Levin A. T. Central bank digital currency and the future of monetary policy [Электронный ресурс] // NBER Working Paper. 2017. – URL: http://www.nber.org/papers/w23711.pdf.
9. Bindseil U. Tiered CBDC and the financial system [Электронный ресурс] // ECB Working Paper Series. 2020. – URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecb.wp2351~c8c18bbd60.en.pdf.
10. Kumhof M., Noone C. Central bank digital currencies – design principles and balance sheet implications [Электронный ресурс] // Bank of England. Staff Working Paper.
2018. – URL: ht tps://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/f i les/working-paper/2018/central-bank-digital-currencies-design-principles-and-balance-sheet-implications.
11. Lilley A., Rogoff K. The case for implementing effective negative interest rate policy [Электронный ресурс] In: CochraneJ., TaylorJ., eds. Strategies for monetary policy. – Stanford, CA: Hoover Institution Press; 2020:27–102. – URL: https://scholar.harvard.edu/files/rogoff/files/lilley_rogoff_implenting_effective_negative_rate_policy_sept_2019.pdf.
12. Agarwal R., Kimball M. S. Enabling deep negative rates to fight recessions: A gu


Наши проекты