Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: reclama@tpnews.ru

ЗНАЧИМОСТЬ ЛИЗИНГА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ СУЩЕСТВЕННО ВЫРОСЛА. АЛЕКСЕЙ КИРКОРОВ

A A= A+ 09.09.2021

Интервью с Президентом Объединенной Лизинговой
Ассоциации, заместителем генерального директора, финансовым
директором АО «Сбербанк Лизинг» Алексеем Киркоровым

 

Б. Д.: Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) – старейшая и самая многочисленная лизинговая ассоциация. А вы ее 10-й, «юбилейный» президент. С 1999 г. рынок лизинга и в целом отрасль претерпели значительные изменения. Ассоциация начала с доработки и усовершенствования формирующегося законодательства, чтобы сохранить в нем те преимущества, которые позволяли поддерживать производителей России. Что изменилось за эти годы, и каков главный вектор деятельности ассоциации на ближайшую перспективу?
А. К.: Отмечу несколько моментов. За 21 год лизинговый рынок существенно вырос, в разы. И если раньше дискуссия с клиентами начиналась с того, что такое лизинг вообще, то сейчас это разговор о том, какие условия или преференции дает та или иная компания в сравнении с другой.
Лизинг стал узнаваемым, масштабным, высококонкурентным. Например, уже более 70% грузовиков продается через лизинг. Соответственно, и значимость лизинга для экономики страны существенно выросла. Компании – участницы рынка стали гораздо более опытными и зрелыми с точки зрения развития своей инфраструктуры, клиентской базы и присутствия в разных регионах. Соответственно, этот опыт позволяет всем экспертам более осознанно и качественно подходить к работе по совершенствованию лизингового рынка. Иными словами, профессиональный уровень сообщества очень серьезно вырос.
Произошли позитивные изменения и в самой ОЛА: значительно увеличилось количество организаций-членов, кардинальным образом изменилась сложность задач, которые приходится решать.
Если раньше лизинг больше боролся за признание и не так привлекал внимание, поскольку не был таким масштабным, то сейчас это огромный рынок, который оказывает серьезное влияние на экономику страны. Соответственно, и требования к нему принципиально поменялись. Число масштабных сложных задач, которые только в ближайшее время предстоит решать Ассоциации, перевалило за десяток. Когда мы недавно делали выверку перечня приоритетных задач, у нас их получилось 14.


Б. Д.: Какие самые трудные моменты переживала ассоциация за 21 год своей истории?
А. К.: Как ассоциация мы развивались достаточно системно и планомерно. Работали во время всех сложных периодов, с которым сталкивались лизинговые компании. Наверное, все же самым жестким был кризис 2008 года.

Б. Д.: Сформулируйте три первых шага или три первоочередные задачи в статусе Президента ОЛА.
А. К.:
Первое – это совершенствование формата работы. Необходимо вести работу с различными инициативами и задачами рынка как с проектами, которые требуют выверки приоритетов, формирования команд и их регулярной поддержки. Это приоритизация задач на постоянной основе, встречи руководителей команд и самих команд.
Второе – это систематизация работы в комитетах. Они станут основными рабочими органами Ассоциации, в них будут включены самые инициативные участники для обсуждения и проработки широкого спектра вопросов. Сейчас у нас есть восемь комитетов, два из которых созданы за последние три месяца. Мы уже начали проводить встречи руководителей комитетов для обмена информацией по задачам, делать выверку приоритетных проектов и обсуждать их.
И третье – это улучшение информационного обеспечения. Это вопросы реорганизации сайта, активизации чатов Ассоциации. Помимо проектных комитетов, мы сейчас много внимания уделяем развитию чатов, где члены Ассоциации, в том числе не входящие в комитеты, могут обмениваться информацией, новыми идеями, мыслями. У нас сейчас семь полноценно функционирующих чатов, к которым подключено более 600 человек.


Б. Д.: Планируется ли апгрейд деятельности Ассоциации и ее структуры?
А. К.: Апгрейд – точно нет, но, как я говорил ранее, предполагается систематизация деятельности. Есть Совет, который обсуждает и принимает кардинальные решения. Есть руководители комитетов, которые периодически встречаются, выверяют приоритеты, обсуждают ключевые задачи.
Есть комитеты, в которые определены инициативные специалисты. Они прорабатывают различные темы, готовят материалы, обмениваются информацией друг с другом, потому что это реально помогает всем повышать свой профессиональный уровень. Далее, есть чаты, в которых люди просто общаются. Ну и последнее – это конференции и семинары, проводимые Ассоциацией. Вот эту схему менять кардинально не планируем, но есть задача усилить значение и влияние руководителей комитетов и активизировать работу чатов.


Б. Д.: Вы также возглавляете Национальный Лизинговый Союз, который позиционируется предтечей СРО. Не возникнет ли противоречий в одновременном существовании двух объединений под руководством одного президента?
А. К.:
На текущем историческом этапе не возникает, потому что Национальный Лизинговый Союз создавался для трансформации в саморегулируемую организацию. Но так как вопросы лизинговой реформы сейчас находятся в состоянии неопределенности и до конца непонятен формат реформы, то соответственно НЛС сейчас не является организацией, с помощью которой мы ведем активную деятельность.


Б. Д.: Пандемия, с одной стороны, создала массу сложностей для экономик всех стран, а с другой – дала толчок к развитию новых бизнесов и сервисов. Для лизинговой отрасли она послужила катализатором или, напротив, добавила проблем?
А. К.:
Каждый вызов, с которым лизингу приходится сталкиваться и который мы преодолеваем, дает нам дополнительный опыт. Пандемия очень сильно на нас повлияла. Был непростой период, когда мы вообще не могли проводить новых сделок. Но в результате ее влияние позволило лизинговым компаниям серьезно перестроиться, трансформировать все свои информационные системы, активизировать работу с клиентами и использовать этот шок для того, чтобы стать еще более эффективными.


Б. Д.: Какие главные задачи стоят перед отраслью сейчас, в условиях восстановления экономики в пандемийный период?
А. К.:
Вскоре после пандемии начался взрывной рост, особенно в сегменте автотранспорта, так как в период локдауна было затишье. Сейчас мы наблюдаем одно очень существенное негативное последствие пандемии – оно привело к нехватке транспортных средств. И этот фактор сильно ограничивает рост рынка и серьезно его сдерживает.


Б. Д.: Какова позиция ОЛА и ваша лично в отношении поправок в Закон о лизинге?
А. К.:
Очень сложно отвечать на этот вопрос, потому что с января 2019 г. никаких новых версий закона на общественное обсуждение представлено не было. И поэтому мы можем судить о трансформации формата регулирования только по отрывочным сведениям.

Важно акцентировать внимание на следующем.
Тот формат регулирования, который предлагался первой версией закона, уже устарел. И идея делить лизинговый рынок на две части – на те компании, которые пользуются субсидиями и которые не пользуются, – не самая оптимальная стратегия для регулирования рынка. Основной целью регулирования с самых первых разговоров о его необходимости всегда декларировалась прозрачность рынка, но с тех пор произошло несколько глобальных изменений.
Первое – лизинговые компании начали отчитываться масштабным образом в Федресурс по каждой сделке. Кроме того, с 1 января 2022 г. лизинговые компании будут сдавать информацию по каждой сделке в бюро кредитных историй, и с этой же даты Министерство финансов переводит лизинговые компании на отчетность по МСФО. Это обеспечит прозрачность рынка как с уровня каждой сделки, так и с уровня единообразной отчетности по стандартам МСФО, публикуемой на сайтах Налоговой службы. Поэтому цель регулирования, обозначенная ранее, уже достигнута. Сейчас рынку нужны новые цели, и как следствие, обсуждение нового формата регулирования, направленного на развитие рынка.

Участники рынка и ассоциация придерживались и продолжают придерживаться позиции, согласно которой лизинговые компании не должны относиться к некредитным финансовым организациям и переводиться на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Это приведет к дестабилизации рынка и не даст никакого экономического эффекта и дополнительной прозрачности.
За последнее время была представлена новая концепция: Министерство экономики РФ и поддержавшее его Министерство промышленности РФ проявили инициативу быть регуляторами лизингового рынка, а на отдельный орган предлагается возложить надзор за лизинговым рынком. Лично мне эта структура представляется более эффективной для развития рынка, особенно с учетом того, что Министерство экономики относится к лизинговому рынку как к арендному виду деятельности, связанному с имуществом, а не чисто с передачей денежных средств.
Мы бы хотели, чтобы текущие идеи по новому формату регулирования рынка, а также проекты законов были представлены на общественное обсуждение – с участием как лизинговых компаний, так и лизингополучателей. Лизинг сейчас стал играть очень важную роль в экономике, он является основным инструментом продаж как грузовой и легковой техники, так и оборудования. Не говоря уже про самолеты, железнодорожные вагоны и корабли.


Б. Д.: Работает ли институт третейского суда, который функционирует в Ассоциации? И востребован ли этот механизм?
А. К.:
Он был востребован крайне редко. На данный момент упразднен в связи с происшедшими пять лет назад законодательными изменениями.


Б. Д.: Эффективны ли меры, принимаемые государством, и что бы вы, как Президент ОЛА, изменили в распределении мер стимулирования лизинговых предприятий в интересах лизингополучателей?
А. К.:
Сейчас применяются разные программы, связанные с различной формой поддержки клиентов и отраслей. Соответственно, и эффективность у них разная. Все программы, которые связаны с поддержкой грузовой техники, спецтехники, легковой техники и т. д., мне представляются достаточно эффективными, и они действительно очень серьезно помогают рынку. И все дискуссии, которые ведутся в Ассоциации по этому поводу, и все предложения, которые формируются, связаны в основном с тем, как распределять эту субсидию между лизинговыми компаниями. То есть это вопрос конкуренции между лизинговыми компаниями за субсидии, которая обеспечит их наиболее эффективное распределение среди клиентов.
Есть еще другие классы субсидий, по которым есть вопросы, связанные с конкурентным доступом. Нам представляется правильным, что все виды субсидий должны распределяться на конкурентной основе для наилучшей их трансляции конечным потребителям.


Б. Д.: Если мы говорим о цифровизации – а это главный тренд нынешней ситуации, – как Ассоциация ему соответствует? Что предпринимается в интересах отрасли и какие новые цифровые услуги предлагает ОЛА своим членам?
А. К.:
Как я уже говорил, мы трансформируем сайт, внедрили CRM-систему и повысили значимость и пользу чатов среди членов ассоциации.
Также идут дискуссии об участии в различных программах, связанных с субсидированием цифровизации лизинговой отрасли. Ведутся работы по обсуждению форматов автоматизации обмена информацией по лизинговым сделкам с различными ведомствами.


Б. Д.: Какова политика Ассоциации и ее членов в формировании позитивного имиджа предприятий отрасли для финансирования проектов и услуг через лизинг для МСП?
А. К.:
Клиенты сегмента МСП являются одними из ключевых для лизингового рынка. Более 90% всех сделок заключаются именно с этой категорией клиентов.
Для каждой лизинговой компании необходимость заботы о своих клиентах является очевидной. Например, во время кризиса лизинговые компании реструктурировали 61% обращений всех клиентов, и в основном это были клиенты МСП. Сделано это было очень оперативно, без какихлибо дополнительных стимулов. То есть компании по своей инициативе запустили программу реструктуризации сделок клиентов.
С 1 января 2022 г. клиентам придется перейти на новые правила учета, и мы разрабатываем целый ряд мероприятий, чтобы упростить этот процесс для наших клиентов, поскольку он будет особенно непривычен для клиентов сегмента МСП. Планируем конференцию, проведение разъяснительной работы. Например, недавно вместе с бухгалтерским методологическим центром по регламентации лизинговых операций по новым стандартам мы приняли полностью один стандарт и частично (без одного пункта) второй.


Б. Д.: Как вы считаете, есть ли потенциал для роста Ассоциации?
А. К.:
Уверен, что да. Рынок растет, популярность лизинга увеличивается, и лизинговые компании все более активно занимаются арендой. В связи с этим, я думаю, будет увеличиваться количество членов Ассоциации, а самое главное – будет расти количество активных профессионалов, обменивающихся опытом и делающих нашу отрасль еще более привлекательной для клиентов.


Интервью провела М. Ю. Нестеренко

 


Наши проекты