Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, НОВЫЕ ВЫЗОВЫ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Н. В. Гаврилов, президент Межгосударственного банка.

A A= A+ 25.01.2023

Б. Д.: Николай Вячеславович, в 2021 г. вы возглавили Межгосударственный банк, имея за плечами большой опыт работы в финансовой сфере. По прошествии двух лет на посту президента банка какие его особенности вы могли бы выделить?
Н. Г.:
Межгосударственный банк является уникальной финансовой структурой. Прежде всего, это международная организация, учредителями которой стали государства СНГ. Соответственно, структура управления банком отличается тем, что в Совет банка – его высший орган управления – входят руководители центральных (национальных) банков и представители правительств государств-участников. Специфичен и круг операций банка: он сосредоточен на предоставлении банковских услуг своим ключевым контрагентам – центральным банкам, международным организациям и интеграционным органам, а также на операциях с национальными валютами стран СНГ.

Межгосударственный банк – международная
финансовая организация, учредителями которой
являются государства СНГ. Высший орган
управления – Совет банка – сформирован из
руководителей центральных (национальных)
банков и представителей правительств государств-
участников.


Б. Д.: В этом году Межгосударственному банку исполняется 30 лет. С какими показателями и настроениями банк встречает эту
дату?
Н. Г.:
За последнее время удалось многого достичь, прежде всего окончательно избавиться от проблем, которые в значительной степени затрудняли деятельность банка в прошлом. Мы провели совместную работу с Банком России и центральными (национальными) банками стран-участниц для того, чтобы повысит степень доверия к банку, выработали надежный механизм взаимодействия с ними. А это самое главное в банковском деле. Мы добились того, что Межгосударственный банк стал востребован как активный участник банковского рынка.


Б. Д.: Как сегодня, в непростое время, проявляется востребованность банка?
Н. Г.:
Текущее состояние глобальной системы платежей можно без преувеличения охарактеризовать как кризисное, и дело не только в том, что государства ОЭСР предприняли в последние годы целый ряд действий санкционного характера против десятков государств и фактически начали демонтаж глобальной инфраструктуры платежных отношений. Существенно более важным с точки зрения последствий для мировой экономики представляется подрыв доверия к системе международных расчетов в целом.
Конечно, понадобилось оценивать риски ограничения расчетов Российской Федерации, поскольку Межгосударственный банк располагается именно здесь. России в короткое время пришлось решать проблему ограничения внешних платежей и передачи финансовой информации. В этих условиях мы верно определили курс деятельности банка.

Ввиду текущего состояния глобальной системы
платежей, включая санкции и подрыв доверия
к системе международных расчетов, России в
кратчайшие сроки пришлось решать проблему
ограничения внешних платежей и передачи
финансовой информации. В этих условиях расчеты в
национальных валютах через Межгосударственный
банк приобрели особую актуальность.

Во-первых, как известно, основной акцент в своей деятельности банк делает на операциях с национальными валютами стран
СНГ. Это расчеты, которые мы осуществляем посредством инфраструктуры платежных систем центральных (национальных) банков шести стран-участниц: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Межгосударственный банк является прямым участником этих платежных систем. Отмечу, что каждая из них имеет собственные форматы электронных сообщений, алгоритмы функционирования и порядок использования. С точки зрения информационных технологий каждая из систем представляет собой отдельную инфраструктуру: каналы связи, программные средства, средства защиты информации, – и мы умеем с этим работать. Кроме того, отсутствие необходимости создания операционных подразделений банка в странах СНГ в значительной мере сокращает наши издержки и издержки контрагентов при осуществлении расчетных операций.

Основное направление деятельности составляют
операции с национальными валютами стран СНГ.
Банк является прямым участником платежных
систем центральных (национальных) банков шести
стран-участниц.

Во-вторых, Межгосударственный банк – активный участник валютного рынка, как биржевого, так и внебиржевого. Банк стал членом валютных секций Армянской фондовой биржи, Белорусской валютно-фондовой биржи, Казахстанской фондовой биржи, Московской Биржи.
Нашими контрагентами являются банки Армении, Белоруссии, Казахстана и других стран. Напомню, что банк стоял у истоков создания интегрированного валютного рынка, а первые конверсионные сделки с национальными валютами на Московской Бирже совершались именно с его участием.
Это привело к значительному увеличению объема операций в национальных валютах. Так, за последнее время расчеты наших контрагентов через платежные системы центральных (национальных) банков с использованием инфраструктуры Межгосударственного банка увеличились вдвое. Число банков-корреспондентов выросло более чем на 50%, в первую очередь мы отмечаем стремление российских и белорусских банков к партнерству.

Межгосударственный банк является активным
участником биржевого и внебиржевого валютного
рынка. С использованием инфраструктуры
Межгосударственного банка расчеты контрагентов
через платежные системы центральных
(национальных) банков за последнее время
возросли вдвое, кроме того, более чем на 50%
увеличилось число банков-корреспондентов.

В-третьих, Межгосударственный банк продолжает выполнять важную миссию, связанную с межгосударственными расчетами в рамках СНГ и ЕАЭС. Ввиду текущего состояния глобальной системы платежей, включая санкции и подрыв доверия к системе международных расчетов, России в кратчайшие сроки пришлось решать проблему ограничения внешних платежей и передачи финансовой информации. В этих условиях расчеты в национальных валютах через Межгосударственный банк приобрели особую актуальность.
Межгосударственный банк является активным участником биржевого и внебиржевого валютного рынка. С использованием инфраструктуры Межгосударственного банка расчеты контрагентов через платежные системы центральных (национальных) банков за последнее время возросли вдвое, кроме того, более чем на 50% увеличилось число банков-корреспондентов.
Основное направление деятельности составляют операции с национальными валютами стран СНГ.
Банк является прямым участником платежных систем центральных (национальных) банков шести стран-участниц. 
Например, банк исторически является расчетным банком по межгосударственным целевым программам СНГ. Эти программы утверждаются высшими органами СНГ и реализуются при участии государств, их финансирование осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Ранее банк обслуживал межгосударственные целевые программы ЕврАзЭС.
Также мы планируем вести работу с Евразийской экономической комиссией с целью подключения банка к аналогичным программам уже в рамках ЕАЭС.
Не могу не отметить один из важных межгосударственных проектов – организацию расчетов по переводу пенсий граждан ЕАЭС. Данный проект реализуется на основе подписанного странами ЕАЭС Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС. Для этого банк открыл счета для расчетов пенсионным фондам и иным уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Проходит завершающую стадию подписание соглашения с ведомствами Республики Армения. Платежи между некоторыми странами уже начаты, их граждане имеют возможность получать пенсии в национальных валютах за период работы в другой стране ЕАЭС. Этот проект крайне важен для всего интеграционного объединения ЕАЭС. Мне кажется, что настолько масштабных социальных проектов раньше не было.

Межгосударственный банк является расчетным
банком по межгосударственным целевым
программам СНГ и планирует взаимодействие
с Евразийской экономической комиссией по
вопросам подключения банка к таким программам
в ЕАЭС. Более того, реализуется масштабный
межгосударственный проект – организация расчетов
по переводу пенсий граждан ЕАЭС, платежи между
некоторыми странами уже начаты.

Я назвал только ключевые направления, не считая других задач, которые ставят перед нами страны-участницы. При этом банк, по согласованию со странами-участницами, придерживается умеренно консервативного подхода к операциям в целом, что однозначно подтверждает адекватность выбранной стратегии и свидетельствует о его востребованности.


Б. Д.: Уважаемый Николай Вячеславович, как вы видите дальнейшее развитие Межгосударственного банка?
Н. Г.:
Самое главное – мы определились с базовым вектором развития – созданием на базе Межгосударственного банка многофункционального платежного хаба. Мы четко осознаем, каким он должен быть, и в настоящее время заканчиваем разработку бизнес-плана и дорожной карты его построения.
Многофункциональный платежный хаб позволит существенно увеличить количество и расширить номенклатуру операций с финансовыми и корпоративными структурами не только стран-участниц, но и других «дружественных» стран. Подготовительная работа в этом направлении ведется довольно активно, например, уже есть договоренности об открытии счетов и установлении корреспондентских отношений с финансовыми структурами этих государств.
Существенных усилий также требует развитие системы передачи финансовой информации взамен СВИФТ. Самым прагматичным подходом к решению задачи построения системы передачи финансовой информации является максимальное использование имеющихся систем центральных банков СНГ, к которым также подключен Межгосударственный банк, включая, конечно, СПФС Банка России.

Основной вектор развития – создание на базе
Межгосударственного банка многофункционального
платежного хаба, что позволит увеличить
количество и расширить номенклатуру операций
с финансовыми и корпоративными структурами
не только стран-участниц, но и других
«дружественных» стран.

Кроме того, планируем создание центра компетенций по платежным отношениям на базе Межгосударственного банка. Центр будет формировать предложения по повышению эффективности функционирования платежного пространства СНГ и ЕАЭС, внесению изменений в нормативную базу, созданию проектных платформенных решений для взаимодействия платежных систем разных стран и интеграционных объединений, в том числе БРИКС и ШОС. Стабильные результаты и имеющийся потенциал дают все основания полагать, что стоящие на повестке дня цели будут достигнуты.

На базе Межгосударственного банка планируется создание центра компетенций по платежным отношениям.


Наши проекты