Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

ТОЧКИ РОСТА В СФЕРЕ АВТОЛИЗИНГА. Лилия Маркова об итогах 2022-го и планах на 2023 год

A A= A+ 17.04.2023

В прошлом году игроки рынка автолизинга столкнулись с необходимостью пересмотреть планы в связи с уходом из России крупных импортеров. Какие точки роста были найдены в условиях дефицита предложения на рынке, как удалось увеличить объемы нового бизнеса в 2022 году и что способствует реализации планов в 2023 году – рассказывает генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.
– Как вы оцениваете результаты работы компании «Газпромбанк Автолизинг» в 2022 году?
– Мы очень довольны результатами прошлого года. Первоначальный план по объемам нового бизнеса по итогам 9 месяцев был скорректирован в сторону увеличения, так как удалось найти резервы и потенциал для роста, несмотря на неопределенную ситуацию на рынке. За счет удовлетворения отложенного спроса в четвертом квартале мы сделали мощный рывок и по итогам года выполнили на 80% больше первоначального плана.
– Опубликованные исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» показали, что сегмент автолизинга вырос на фоне общего падения рынка лизинга. С чем это связано?
– В кризисные периоды сегмент автолизинга остается наиболее устойчивым к изменениям по сравнению с другими направлениями. Согласно результатам исследований «Эксперт РА» по итогам 9 месяцев пандемийного 2020 года рынок лизинговых услуг упал на 5%, при этом сегмент автотранспорта вырос на 9%. За аналогичный период 2022 года рынок сократился на 15%, в свою очередь автолизинг показал положительную динамику в двух подсегментах: грузовой транспорт (+2,9%) и спецтехника (+3%). Это связано с тем, что сегмент автолизинга весьма емкий. Очевидно, что легковые, коммерческие, грузовые автомобили и спецтехника необходимы многим предприятиям в разных сферах начиная от такси и каршеринга и заканчивая агропромышленным комплексом.
Кроме того, автотранспорт в отличие от других предметов лизинга имеет более короткий жизненный цикл. Потребность в обновлении автопарка возникает у компании в среднем раз в три года, в то время как длительность срока службы железнодорожных вагонов, судов и самолетов составляет свыше 30 лет, недвижимости – более 50 лет. По этой причине нашим клиентам приходится пополнять корпоративные парки в любых рыночных условиях. Часть компаний во втором – третьем квартале прошлого года откладывали покупку автотранспортных средств, но к концу года адаптировались к новым реалиям рынка и вернулись к решению задачи по обновлению своих парков.

– А как уход с российского рынка крупных импортеров повлиял на предложение лизинговых компаний?
– После ухода из России ключевых импортеров рынок столкнулся с дефицитом новых автомобилей европейских, американских, японских и корейских брендов и ростом цен. В связи с этим игроки рынка автолизинга пересмотрели и сделали более лояльными условия финансовой аренды китайских марок машин и сконцентрировались на их продаже. Продукция КНР стала для покупателей доступной альтернативой другим зарубежным брендам, и ее вес в объемах продаж лизинговых компаний вырос. По итогам 2022 года доля китайских марок в портфеле компании «Газпромбанк Автолизинг» увеличилась в 4 раза. В пиковые месяцы (ноябрь – декабрь) она превышала 30%. Китайские бренды стали доминировать в списке самых востребованных нашими клиентами марок новых легковых автомобилей: если в 2021 году в топ-5, помимо Lada, входили Toyota, Kia, BMW и Mercedes-Benz, то в прошлом году три из пяти первых позиций заняли Geely, Haval, Chery. Стоит отметить, что китайский премиум-бренд Exeed за прошлый год нарастил свою долю на рынке и вплотную приблизился к лидерам.
Помимо этого, многие лизинговые компании в прошлом году предлагали клиентам воспользоваться услугой «возвратного лизинга» как одним из способов пополнения оборотных средств. Мы запустили такой продукт в первом полугодии 2022 года. Это позволило, с одной стороны, удовлетворить потребности клиентов, а с другой стороны, поддержать объем продаж на необходимом уровне.
– Может ли доля китайских марок в общем объеме продаж лизинговых компаний в 2023 году превысить 50%?
– В январе и феврале 2023 года доля китайских брендов в общем объеме продаж нашей компании была чуть менее 30%. Это дает основания полагать, что тренд прошлого года сохранится. Самыми быстрыми темпами увеличивается сегмент китайских грузовиков, прирост их доли в 2022 году составил около 22 процентных пунктов (с 2,7 до 24,4%). Наибольшую долю Китай занимает в сегменте спецтехники и самоходных машин – свыше 40%.

-Учитывая фактор отложенного спроса и планы китайских производителей по запуску новинок, вполне возможно, что к концу года мы придем к цифре 50%. – Какие перспективы у электромобилей на российском рынке?
– Доля электромобилей в феврале этого года, по данным «Автостата», достигла 1% в общем объеме продаж новых легковых автомобилей, при том что год назад на них приходилось всего 0,3%. Темпы роста продаж в данном сегменте бьют рекорды, тем не менее электрокары пока занимают незначительную долю как на российском автомобильном рынке, так и в портфелях лизинговых компаний, поэтому скачкообразной положительной динамики мы не ожидаем. Это обусловлено рядом факторов.
Несмотря на то что за последний год количество быстрых электрозарядных станций в стране выросло на треть, инфраструктура во многих регионах развита слабо. Для эксплуатации таких транспортных средств на дальних маршрутах покрытия ЭЗС недостаточно. Кроме того, потребители привыкли к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, и пересаживаться на что-то новое – это для них определенный стресс.
– Вырастет ли спрос на автомобили с пробегом в 2023 году?
– Я не вижу потенциала для увеличения спроса на подержанные автомобили у корпоративных клиентов. В 2020 году машины с пробегом в портфеле компании «Газпромбанк Автолизинг» занимали 3% от общего объема продаж, в 2021-м – 6%, а в прошлом году из-за дефицита автотранспорта предприниматели стали гораздо чаще рассматривать вариант покупки автомобиля с пробегом вместо нового, и доля сегмента б/у выросла до 24%. В пиковые месяцы она достигала 30%, но с середины года тренд пошел на спад. В феврале этого года в нашем портфеле уже было 22% подержанных машин. То есть даже если мы увидим рост в течение ближайших месяцев, он, скорее всего, будет незначительным. Сейчас в портфеле нашей компании самым крупным является сегмент грузового транспорта. Подержанные грузовики европейских марок сопоставимы по стоимости или даже дороже новых китайских. Клиенты делают выбор в пользу более доступной техники.
– Что сейчас важно для клиента, когда он обращается в лизинговую компанию?
– Сейчас клиентам в первую очередь важно, есть ли в наличии автомобиль, отвечающий их запросам, а во вторую – сколько он стоит. Сервисы и дополнительные услуги, включая доставку автомобиля и страховые программы, только на третьем месте.
– Что является решающим фактором успеха лизингового бизнеса?
– Для меня в бизнесе важны две составляющие – команда и стратегия. На первом месте всегда люди, потому что без них бизнес в принципе невозможен, на втором – стратегия, которая предполагает грамотное планирование и четкую организацию деятельности этих людей. «Газпромбанк Автолизинг» стал крупным игроком на рынке за четыре года как раз благодаря такому подходу: была сформирована отлично подобранная, слаженная команда экспертов и создана эффективная система планирования и организации труда.
– Что отличает вас от конкурентов?
– Мы молодая компания, и с этим связан ряд преимуществ. Нам легче перестраивать бизнеспроцессы и адаптироваться к новым реалиям в условиях кризиса, чем тем компаниям, которые давно на рынке и имеют большие обороты. Мы более гибкие, и у нас выше скорости внедрения новых технологий, что позволяет нам реализовывать большие объемы продаж с минимальным штатом.
– Какая у вас кадровая политика?
– Наши процессы организованы таким образом, чтобы кадры росли внутри компании. Такой подход, когда люди могут легко подниматься по карьерной лестнице с рядовых до руководящих позиций, дает очень многое – сотрудники привержены компании и мотивированы на карьерный рост, а мы в свою очередь экономим ресурсы на адаптации и погружении новых членов команды во внутренние процессы.
– Какие факторы будут влиять на рынок автолизинга в 2023 году?
– На результатах лизинговых компаний в этом году в первую очередь скажется то, в каком объеме и насколько качественно они смогут удовлетворить отложенный спрос. Адаптация к новым условиям у потребителей в корпоративном сегменте уже произошла, и они готовы продолжать пополнять автопарки. В наличии у официальных дилеров машины с достаточно коротким сроком поставки. То есть ситуация на рынке в целом складывается вполне благоприятно.
– Какие у вас ожидания от 2023 года?
– Мы настроены оптимистично и ожидаем, что автомобильный рынок начнет постепенно восстанавливаться после падения 2022 года. Это позволит лизинговым компаниям сконцентрироваться на реализации отложенного спроса, а также на диджитализации и совершенствовании услуг.


Наши проекты