Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

"МЫ КАК ПЛОЩАДКА С МНОГОЛЕТНИМ ОПЫТОМ ЗНАЕМ, КАК ПРОДАВАТЬ ЛЮБОЕ ИМУЩЕСТВО". Ильяс Минубаев, генеральный директор электронной торговой площадки «Центр дистанционных торгов» .

A A= A+ 20.06.2023

О развитии электронных торговых
площадок и маркетплейсов в России
журнал «Банковское дело» побеседо-
вал с генеральным директором элек-
тронной торговой площадки «Центр
дистанционных торгов» Ильясом
Минубаевым.

Б. Д.: Вы разработали отличный маркетплейс «Единый Информатор» для реализации банкротного и арестованного имущества, а также непрофильных и проблемных активов. Это для российских кредитных организаций чрезвычайно акт уальная задача. Ваш маркетплейс – один из многих или имеет определенные конкурентные преимущества?
И. М.: Наш маркетплейс – специальная площадка, на которой реализуется одна из главных потребностей покупателей: легко
найти имущество и участвовать в торгах. Сейчас мы пошли дальше и развиваем функциональные возможности для всех участников рынка торгов. Для нас важно максимально оперативно адаптироваться под изменяющийся рынок и потребности его участников. В этом и есть, пожалуй, наше конкурентное преимущество перед другими маркетплейсами. Например, мы уделяем внимание разработке специальных функций для финансовых организаций. У нас можно создать брендированную витрину, организовать сбор предложений, а также реализовать непрофильные активы.
По сравнению, например, с витринами банков, на которых они размещают свои непрофильные активы, на маркетплейсе аудитория гораздо шире – это инвесторы, опытные участники торгов, торговые брокеры и агенты, риелторы и агентства недвижимости. Также мы добавили возможности для организаторов торгов: функцию «горячего предложения», размещение анонсов предстоящих торгов, аналитику по лоту и так далее.

Б. Д.: Почему возникла необходимость создать маркетплейс? Ведь у вас есть электронная площадка, которая и так лидирует в рейтингах всех электронных торговых площадок.
И. М.: Идея создания маркетплейса пришла по мере нашего развития как торговой площадки. На начальных этапах (когда в 2012 году мы создали площадку) основное внимание уделяли привлечению арбитражных управляющих. Позже пришло понимание, что на нашем рынке есть еще один ключевой игрок – покупатель. И тогда мы создали маркетплейс с целью наглядного и презентабельного показа того, что продается на торгах.
В целом как площадка на сегодняшний день мы видим свою миссию на рынке в популяризации и обеспечении доступности торгов для самых широких слоев населения. И вся наша работа, которую мы делаем сейчас, ориентирована на этот принцип.

Б. Д.: Среди ваших клиентов почти все банки из первой десятки по величине капитала. А насколько вам интересны банки, скажем, из третьей сотни?
И. М.:
Мы в принципе не делим клиентов по величине капитала и другим параметрам. Всегда открыты к сотрудничеству и диалогу, работаем с теми, кто понимает, что реализация активов эффективнее, если использовать современные инструменты, такие как электронные торги. У каждого банка свой запрос: у одного есть потребность реализовать залоговое имущество, у другого – непрофильные активы. Мы как универсальная площадка реализуем практически любое имущество. Соответственно, для любого клиента подбираем наилучшую, подходящую именно ему стратегию совместной работы.

Б. Д.: Сейчас вопрос крайне болезненный для владельцев имущества: многие справедливо полагают, что торги это не всегда прозрачная и честная процедура. Там, где присутствует человек, всегда находится время и место для «маневра». Как на вашей площадке решается эта проблема?
И. М.:
Безопасность торгов в первую очередь обусловлена действующим законодательством. Каждый этап четко описан в законодательстве. Уверенности в безопасности сделки добавляет и то, что выход актива на торги – это всегда его предварительная оценка экспертом, оформление всех документов и, конечно же, определение его рыночной стоимости. К тому же договор купли-продажи заключается только с победителем или единственным участником торгов. То есть если при прямой продаже продавец может в последний момент передумать или отказаться от заключения сделки, в торгах такого не может произойти.
Мы со своей стороны проверяем каждые объявленные торги, своевременно связываемся в случае ошибок, чтобы проинформировать и довести ситуацию до исправления. Нам как площадке тоже важен юридически чистый результат торгов.

Б. Д.: Какие «дыры» в правовом поле нужно срочно закрывать, чтобы сделать деятельность в вашем сегменте более эффективной?
И. М.:
Что касается электронной торговой площадки, у нас давно и достаточно четко определены все регламенты работы. А с маркетплейсом немного другая история. Маркетплейс сейчас не четко определен в правовом поле, и это приводит к такой ситуации: согласно закону о защите персональных данных любой человек, информация о котором попала на маркетплейс из официальных источников (ЕФРСБ), имеет право подать заявление об удалении этой информации, поскольку маркетплейс сейчас не имеет юридической защиты в качестве субъекта закона о персональных данных. И было бы неплохо это исправить.
Еще один нюанс, который увеличил бы эффективность работы маркетплейса, – сделать предпоказ имущества, которое выходит на реализацию, обязательным. Это было бы идеальной картиной, потому что сейчас так происходит по желанию организатора торгов или арбитражного управляющего. Если ввести такой порядок в качестве обязательного условия, то тогда маркетплейсы заработали бы в полную силу.

Б. Д.: Результаты торгов нередко оспариваются. По каким основаниям наиболее часто? Насколько успешны такие действия? Сколько в среднем уходит времени и средств на противодействие этим попыткам?
И. М.:
Как показывает моя практика, формальные нарушения на самом деле редко происходят умышленно, потому что арбитражные управляющие понимают, что подобное нарушение практически однозначно приведет к тому, что торги придется устраивать заново. А выход здесь довольно простой – использовать услуги профессиональных организаторов торгов. Это позволит избежать ошибок и определенных негативных действий со стороны арбитражного управляющего. Потому что организатор торгов, который не первый год на рынке, аккредитован при многих банках и дорожит своей репутацией, не пойдет ни на какие нарушения, его задача – продать максимально дорого и быстро.
На сегодняшний день подобные организаторы объединились в союз организаторов торгов. Задача этого союза как раз создать общие профессиональные требования для организаторов, чтобы заказчики могли выбирать.

Б.Д.: Почему вообще ошибки происходят у арбитражного управляющего?
И. М.:
Мы понимаем его загруженность. Реализация на торгах не основная его функция. Помимо работы на площадке у него есть много других обязанностей и мероприятий, в которых он должен участвовать: суды по оспариванию сделок, работа с кредиторами, общие собрания. По нашей статистике, если в процедуре работает организатор торгов, удается гораздо эффективнее продать имущество.

Б. Д.: Как проходят торги? Какие регламент, процедуры, практика?
И. М.:
Условно можно разделить процедуру торгов на следующие пункты:
1) подготовка документов,
2) р е гис т ра ц ия и ак к р ед и т а ц ия на площадке,
3) создание и заполнение карточки торгов,
4) рек лама имущества и привлечение потенциальных покупателей,
5) общение с участниками торгов,
6) проведение торгов,
7) подведение итогов.
На практике банки и лизинговые компании делегируют все эти задачи нам, поскольку продажа активов не является их основной деятельностью. Более того, мы можем одновременно заниматься организацией торгов по нескольким проектам одного банка или компании, рекламировать их и отвечать на вопросы потенциальных покупателей. Мы продаем имущество за клиентов: проводим торги, общаемся с участниками, подводим итоги.

Б. Д.: Сейчас в нашей стране работает большое число подобных площадок. Например, в банковском секторе банки с госучастием имеют различные «бонусы». Как обстоят дела с конкуренцией?
И. М.:
Всего в России 50 действующих площадок. Если посмотреть на рейтинг Федресурса, то можно увидеть, что подавляющая часть торгов проходит на десяти крупнейших площадках из этого списка. Потому что системные кредиторы обращают внимание на показатели площадок: число опубликованных лотов, реализованных лотов и участников. Все это говорит о том, что лидирующие площадки уделяют большое внимание развитию сервисов как для продавцов, так и для покупателей.

Б. Д.: Разработка, не имеющая дальнейшего развития, обречена. Какова стратегия развития вашего продукта?
И. М.:
Конечно, мы будем продолжать работать с учетом того, что банкротная среда это не что-то сложное и непонятное, слово «банкротство» не должно пугать людей. Мы не призываем уходить в банкроты, мы призываем к правильному пониманию рынка и его возможностей. Опять же, возвращаясь к нашей миссии, о которой я сказал вначале, сейчас важно сделать акцент на популяризации и обеспечении доступности торгов для самых широких слоев населения. В этом и есть стратегия развития.


Наши проекты