Это почти в 2 раза меньше, чем было выдано годом ранее
По данным кредитных организаций, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), объем выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) в апреле 2025 года составил 100,6 млрд. руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 49,0% (или почти в 2 раза) (в апреле 2024 года – 197,4 млрд. руб.) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Динамика выдачи автокредитов в 2024-2025гг., млрд. руб.
В свою очередь по сравнению с предыдущим месяцем сумма выданных в апреле автокредитов, напротив, выросла на 5,5% (в марте 2025 года – 95,4 млрд. руб.).
Немного выросло в апреле 2025 года по сравнению с предыдущим месяцем и количество выданных автокредитов - на 2,7% до 79,7 тыс. ед. (в марте 2025 года – 77,7 тыс. ед.). В свою очередь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель сократился на 43,9% (или в 1,8 раза) (в апреле 2024 года - 142,0 тыс. ед.).
При этом среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по автокредитам составляет 685 балла (минимальное значение – 1 балл, максимальное – 999 баллов) (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщиков в зависимости от размера автокредита
Наибольший объем автокредитов в регионах РФ в апреле 2025 года был выдан в Москве (9,31 млрд. руб.), Московской области (8,40 млрд. руб.), Санкт-Петербурге (5,75 млрд. руб.), Краснодарском крае (5,02 млрд. руб.) и Республике Татарстан (4,88 млрд. руб.).
При этом наиболее серьезная динамика сокращения выдачи автокредитов в регионах РФ (среди 30 регионов-лидеров в данном сегменте розничного кредитования) в апреле 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года была зафиксирована в Красноярском крае (-58,4%), а также в Тульской (-56,0%), Ростовской (-54,2%), Омской (-53,9%) и Новосибирской (-53,7%) областях. В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель снизился на 51,7% и 49,1% соответственно (Таблица 1).
«Серьезное падение выдачи автокредитов во второй половине 2024 года стало следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора, - отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Помимо этого снижению объемов выдачи автокредитов способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны. Вместе с тем, в 2025 году ситуация с выдачей кредитов на покупку автомашин несколько стабилизировалась, а последние пару месяцев она даже немного выросла. Это обусловлено, прежде всего, некоторым удешевлением автокредитов за счет изменения структуры рынка в пользу более бюджетных машин, а также субсидированием ставок со стороны автопроизводителей».