Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Самозанятость, ИИ и план на кризис: как зумеры строят бизнес

A A= A+ 07.07.2025
В ЮKassa выяснили, как различаются подходы к ведению бизнеса у разных поколений. Опрос* показал, что поколение «Икс» и миллениалы чаще выбирают статус ИП, а зумеры — самозанятость. Половина представителей всех поколений ведёт бизнес в одиночку, но, если речь о командной работе, зумеры и миллениалы чаще предпочитают небольшие группы. Для всех поколений важны стабильный доход, удовольствие от дела и доверие клиентов, при этом самые молодые предприниматели отличаются также стремлением к быстрой окупаемости и к пассивному доходу, больше ориентируются на краткосрочные стратегии и готовы ставить работу в приоритет над личной жизнью.
 
Старшие поколения выбирают ИП, а младшие — самозанятость
 
По данным опроса ЮKassa, поколение «Икс» демонстрирует наибольшую приверженность классическому предпринимательству: половина респондентов работают как индивидуальные предприниматели, а доля самозанятых и владельцев ООО составляет по 25%. При этом у 50% есть высшее образование, а у 22% — несколько дипломов.
 
Среди миллениалов больше самозанятых (34%), меньше владельцев ООО (17%) и почти столько же ИП (49%). По образованию они не уступают старшему поколению — 66% закончили один или несколько вузов.
 
А вот большинство зумеров (62%) предпочитают самозанятость, что отражает их стремление к гибкости и минимальной бюрократии. Треть работает как ИП, а ООО выбирают всего 7%. Высшее или неоконченное высшее образование есть только у 30% опрошенных представителей поколения, в то время как 62% ограничились средним или средним профессиональным уровнем.
 
Разные поколения легко находят общий язык в команде
 
Примерно равное количество представителей поколения «Икс» (50%), миллениалов (49%) и зумеров (52%) ведут бизнес в одиночку. Когда же дело касается командной работы, зумеры (45%) и миллениалы (34%) чаще всего выбирают небольшие группы — до пяти человек. У поколения «Икс» более разнообразные предпочтения по размеру коллектива: 22% выбирают команды до пяти человек, 13% — от пяти до десяти человек, а 16% трудятся в больших командах (с десятью и более сотрудниками). Для сравнения: только по 8% миллениалов работают в группах от пяти до десяти человек и в командах от десяти человек, а среди зумеров в крупных коллективах занято всего 2%.
 
По словам большинства представителей поколения «Икс» (63%) и миллениалов (63%), работающих в команде, они легко находят общий язык с коллегами других возрастов. У зумеров этот показатель несколько ниже (55%). При этом 6% «иксов», 25% зумеров и 7% миллениалов, работающих в команде, признаются, что их коллектив состоит исключительно из ровесников. 
 
Большинство опрошенных ведут своё первое дело
 
Представители поколения «Икс» — самые опытные предприниматели: три четверти (75%) из них ведут своё дело более пяти лет. Среди миллениалов почти половина (49%) также имеет пятилетний стаж, но есть и значительная доля новичков с опытом менее года (24%). Зумеры ожидаемо находятся в самом начале пути: у 50% бизнесу менее года, ещё у 31% — не больше трёх лет, а пятилетний рубеж преодолели лишь 12%.
 
Интересно, что для большинства всех опрошенных текущее дело — это первый серьёзный бизнес-проект. Так ответили 59% «иксов», 47% миллениалов и 67% зумеров. При этом у каждого пятого представителя старшего поколения уже есть опыт трёх и более предприятий.
 
Стабильный доход и удовольствие от дела — универсальные ценности
 
Несмотря на разный опыт, взгляды на ключевые ценности в бизнесе у поколений во многом совпадают. Стабильный доход — абсолютный приоритет для подавляющего большинства (81% у поколения «Икс», 84% у миллениалов, 76% у зумеров). Возможность получать удовольствие от своего дела ценят 67% зумеров, 69% «иксов» и 78% миллениалов. В тройку важнейших ценностей входит также доверие клиентов, причём для зумеров (64%) оно важнее, чем для представителей других поколений (по 56%).
 
«Мы видим, что все поколения одинаково понимают ценности своего дела. При этом, например, такой фактор, как быстрая окупаемость, больше выделяли зумеры (55%), чем “иксы” (22%) или миллениалы (34%). Интересно также, что в свободных ответах только зумеры упоминали про стремление к пассивному доходу», — говорит руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.
 
Спонтанность и краткосрочные стратегии
 
Подход к стратегическому планированию у разных поколений заметно отличается. Четверть представителей поколения «Икс» (25%) и каждый пятый миллениал (20%) предпочитают не строить стратегий и действовать спонтанно. Среди зумеров таких несколько меньше (17%). 
 
Зумеры чаще всего ориентируются на краткосрочные стратегии — до трёх месяцев или от трёх месяцев до года (по 31%). Миллениалы тоже склоняются к более коротким горизонтам планирования: 27% строят планы на срок от трёх месяцев до года, а 22% — на период до трёх месяцев. В то же время «иксы» чаще смотрят на два-три года вперёд (28%). Но среди представителей этого поколения также есть приверженцы и краткосрочных стратегий (16%), и долгосрочных, на срок от пяти лет и больше (16%).
 
Зумеры фокусируются на самореализации
 
В вопросах гармонии между карьерой и личной жизнью миллениалы активнее других стремятся к равновесию (51% ответов). У поколения «Икс» этот показатель составляет 41%, а у зумеров — 33%. При этом зумеры чаще других готовы ставить работу на первое место: 29% подстраивают под неё личную жизнь, а 21% называет её безусловным приоритетом. Среди миллениалов таких 15%, среди представителей поколения «Икс» — 9%.
 
Примечательно, что ни один из опрошенных зумеров не поставил личную жизнь на безусловное первое место — в отличие от респондентов из числа двух старших поколений, среди которых по 3% считают её важнее всего.
 
Половина предпринимателей готовы к новым технологиям
 
Продвижение в соцсетях — безусловный приоритет для всех поколений: уровень их использования варьируется от 63% у поколения «Икс» до 81% у миллениалов и 79% у зумеров. Для «иксов» важны также платформы электронной коммерции (56%) и онлайн-бухгалтерия (44%). Миллениалы активнее осваивают нейросети (63%) и инструменты онлайн-маркетинга (34%). Зумеры, в свою очередь, делают ставку на нейросети и искусственный интеллект в целом (64%), а также на онлайн-маркетинг (26%). Полностью отказываются от цифровых инструментов лишь 9% представителей поколения «Икс», 7% миллениалов и 2% зумеров.
 
Готовность к экспериментам с новыми технологиями демонстрирует примерно половина представителей каждого поколения. Так, 50% «иксов», 51% миллениалов и 55% зумеров заявляют, что с лёгкостью пробуют новое. За тщательный анализ перед внедрением инноваций выступают 38% «иксов», 47% миллениалов и 43% зумеров. Приверженность исключительно проверенным методам характерна прежде всего для поколения «Икс» (12%), а не для двух других (по 2%).
 
Внедрению технологий мешает высокая стоимость и нехватка времени
 
Высокая стоимость внедрения и обслуживания технологий — общая проблема: на неё обращают внимание 44% представителей поколения «Икс», 49% миллениалов и 48% зумеров. Для «иксов» важно также, что нет гарантий эффективности (41%), зато есть риски для безопасности данных (28%). Только 6% представителей старшего поколения не видят никаких препятствий для использования технологий.
 
Миллениалы чаще всего указывают на сложность интеграции новых решений в существующие процессы (63%) и нехватку времени на их изучение (39%), а также не видят гарантий эффективности (32%). Лишь 8% представителей этого поколения не замечают особых преград для новых технологий.
 
Зумеры, помимо высокой стоимости таких решений, обеспокоены сложностью их внедрения (45%). Кроме того, у молодых предпринимателей не хватает времени на изучение технологий (36%) и им тоже хочется гарантий эффективности (36%). При этом 17% зумеров говорят, что ничего не мешает им использовать новые решения.
 
В свободных ответах миллениалы отметили также нежелание нововведений со стороны команды. В свою очередь, зумеры обратили внимание, что на изучение законодательных и юридических аспектов изменений требуется время, которое можно потратить на развитие продукта.
 
Мессенджеры — главный канал общения с клиентами
 
Для общения с клиентами все три поколения выбирают мессенджеры и социальные сети — так ответили 98% зумеров, 83% миллениалов и 88% представителей поколения «Икс».
 
Разница между предпринимателями разного возраста проявляется в отношении к традиционным форматам общения. Так, 75% «иксов» сохраняют практику личных встреч и звонков, у миллениалов этот показатель составляет 44%, а у зумеров — всего 17%. Автоматизированные рассылки наиболее популярны у миллениалов (27%), умеренно используются зумерами (17%) и реже всего — поколением «Икс» (13%).
 
Зумеры чаще разрабатывают план для преодоления кризиса
 
В кризисных ситуациях поколение «Икс» демонстрирует наиболее импульсивный подход: 59% принимают быстрые решения и немедленно действуют, ещё 22% полагаются исключительно на интуицию. Лишь 13% предпочитают разработать чёткий план, а 3% обращаются к опытным коллегам.
 
Миллениалы ведут себя более сбалансированно: 49% тоже действуют спонтанно, но уже 25% уделяют время планированию. На интуицию полагаются 18%, а за советом к коллегам обращаются 7%.
 
Среди зумеров 43% быстро принимают решения, при этом 38% методично разрабатывают план действий и чётко ему следуют. На интуицию полагаются 12%, а на советы более опытных коллег — 7%.
 
Миллениалы извлекают уроки, а зумеры видят возможности для роста
 
Последствия кризиса также воспринимаются поколениями по-разному. Чаще всего трудности приводят к росту эффективности управления ресурсами, о чём заявляют 41% миллениалов, 34% представителей поколения «Икс» и 29% зумеров.
 
Для последних кризис чаще всего становится стимулом к росту и развитию (43% ответов). Среди миллениалов такой подход встречается реже (25%), как и среди поколения «Икс» (22%). «Иксы» чаще других отмечают негативные последствия кризисных ситуаций (22%), в то время как у миллениалов и зумеров этот показатель значительно ниже (по 5%).
 
Пересмотр бизнес-модели в результате кризиса характерен для 15% миллениалов, 7% зумеров и 6% представителей поколения «Икс». При этом, по словам 17% зумеров, 16% «иксов» и 12% миллениалов, на них кризисные ситуации никак не повлияли.
 
«Исследование показывает любопытный парадокс: самое молодое поколение демонстрирует наиболее зрелый подход к трудностям, извлекает из них уроки и использует этот опыт для роста. Такая особенность зумеров, изначально более гибких по сравнению с осторожными "иксами" или прагматичными миллениалами, становится их важным конкурентным преимуществом на рынке», — считает Ирина Полякова.
 
* Опрос проводился на сайте ЮKassa в мае 2025 года. В нем приняли участие представители 300 крупных, средних и небольших компаний.

Наши проекты