Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Законопроект о регулировании рассрочки пойдет на второе чтение

A A= A+ 10.07.2025

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о регулировании рассрочки. Документ предусматривает, в частности, что размер рассрочки должен быть равен стоимости приобретаемого товара или услуги, плата за предоставление рассрочки не взимается, а штрафы за неисполнение платежей не должны превышать 20% годовых от суммы просроченной задолженности. 

 

Законопроект внесен группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

 

“Это новое регулирования для финансового инструмента, который получает все большее распространение. При этом в первую очередь нам было важно защитить права граждан – убрать большие комиссии и штрафы, распространить на рассрочку действие законодательства о защите прав потребителей, а также предусмотреть меры, которые позволяют мониторить рост долговой нагрузки заемщиков и не допускать высокой закредитованности граждан, которая резко ухудшает их финансовое положение”, – отметил Анатолий Аксаков.

 

Согласно законопроекту, рассрочка будет оформляться только онлайн, цена в договоре должна быть равна стоимости товара, при этом оператор не может взимать комиссии за предоставление рассрочки и за перечисление платежей. Пользователь имеет право на досрочное погашение без комиссий. Срок погашения рассрочки с 1 апреля 2026 года ограничен 6 месяцами, с 1 апреля 2028 года – 4 месяцами. 

 

Сумма рассрочки не ограничена, но если цена договора и сумма задолженности превышает 50 тыс. руб., оператор обязан передавать данные в бюро кредитных историй. 

 

Размер штрафов, пеней и других мер ответственности за неисполнение обязательств по оплате не может превышать 20% годовых от суммы просроченной задолженности. 

 

Действие закона в случае его принятия не будет распространяться на прямые договоры между покупателем и продавцом об оплате товара частями или с отсрочкой, без посредничества оператора рассрочки. Под это исключение подпадают договоры, заключенные в рамках эксперимента по партнерскому финансированию.

 

Законопроект устанавливает требования к операторам сервиса рассрочки, в частности, размер уставного капитала организации должен составлять не менее 5 млн руб. Приобрести право на предоставление сервиса рассрочки могут кредитные организации, микрофинансовые организации (МФО), иные юридические лица, зарегистрированные в форме хозяйственного общества. Оператор сервиса рассрочки не вправе совмещать свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением МФО. 

 

Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью операторов сервиса рассрочки и ведет их реестр. В законопроекте прописаны основания для отказа во внесении юрлица в реестр и исключения из реестра, требования к органам управления организации, а также ее акционерам или участникам. 

 

Оператор сервиса рассрочки обязан обеспечить соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей. В договоре должны быть прописаны цена договора, сроки выплат, информация об объекте рассрочки, а также штрафы и пени, которые пользователь будет выплачивать за просрочку платежей.

 

Планируется, что закон вступит в силу с 1 апреля 2026 года, за исключением статьи, регулирующей предоставление операторами отчетности в Банк России, которая вступит в силу с 1 января 2027 года.


Наши проекты