Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Юлия Кузнецова: ключевая ставка ЦБ РФ в июле, скорее всего, снизится лишь на 1%

A A= A+ 16.07.2025

25 июля 2025 года Банк России проведет очередное заседание по ключевой ставке. Инвестиционный советник Юлия Кузнецова полагает, что с высокой вероятностью ставка останется на уровне 20%. Допускается и мягкое снижение на 1 процентный пункт. Однако вероятность такого сценария, по оценке эксперта, не превышает 30%.

По мнению Кузнецовой, главным фактором, сдерживающим снижение ставки, является парадоксальная ситуация: высокая ключевая ставка, призванная сдерживать инфляцию, в текущей конфигурации, напротив, способствует ее росту.

Процентные расходы: новый двигатель инфляции

Как показывает свежая банковская статистика, проценты, которые бизнес и население выплачивают банкам, стали мощным инфляционным фактором. За последние полгода стал проявляться отложенный эффект от повышения ставки до 21% в 2024 году.

Так, в первом квартале 2025 года нефинансовый сектор выплатил банкам 3,7 трлн рублей — против 2,3 трлн в первом квартале 2024 года и 1 трлн в 2023-м. Всего за последние 12 месяцев процентные расходы бизнеса достигли 12,8 трлн рублей, увеличившись на 8 трлн по сравнению с 2022–2023 гг.

Население также несет растущую долговую нагрузку: 1,7 трлн рублей только за первый квартал 2025 года, или 6,4 трлн за 12 месяцев (с прогнозом до 7 трлн к концу года). Это стимулирует рост доходов банковского сектора:  скорректированная чистая прибыль банков в первом квартале составила 803 млрд рублей. Однако подобная прибыль достигается за счет наращивания процентных расходов экономики, а не ее устойчивого роста.

По оценке Юлии Кузнецовой, процентные платежи уже достигли 7,5% ВВП — и это напрямую влияет на себестоимость товаров и услуг, усиливая давление на конечные цены.

Кредитный тормоз и замедление экономики

На фоне высокой ставки кредитная активность слабеет. Совокупный долг населения составляет 38,9 трлн рублей. С момента повышения ставки до 21% темпы роста кредитования впервые ушли в отрицательную зону: –0,2% в месяц. Это означает, что экономике не хватает «топлива» для роста.

  • Потребительские кредиты упали на 0,86%
  • Автокредитование — стагнация: +0,01%
  • Ипотека держится исключительно за счет госпрограмм: 287 млрд из 326 млрд новых выдач в мае — это субсидии.

Это тормозит потребительский спрос, сокращает производство, ведет к сжатию налоговой базы и увеличивает инфляционные риски на фоне рецессии. Уже сейчас наблюдается спад в реальном секторе: -26,9% в автопроме, -14,5% в производстве мебели, -10,2% в резине и пластике.

Почему ЦБ не спешит снижать ставку

Несмотря на негативную динамику, ключевая ставка вряд ли будет значительно снижена. Причина — сохраняющаяся высокая инфляция, которая, по сути, подпитывается самой высокой ставкой через рост долговых издержек и тарифов.

Инфляция по итогам I квартала 2025 года ускорилась до 10,1% (для сравнения: 9,5% в 2024-м и 7,4% в 2023-м). Это связано не только с ростом издержек бизнеса, но и с продолжающимся повышением тарифов: в июле, например, на 20% выросли тарифы ЖКХ, усилив инфляционные ожидания населения.

«Ставка на уровне 20% не просто сдерживает экономику, она начинает ее деформировать. Но при этом снижение требует смелости и смены парадигмы денежно-кредитной политики, чего пока не наблюдается», — отмечает Юлия Кузнецова.

На фоне рекордной долговой нагрузки и замедления экономики усиливается давление со стороны бизнеса на снижение ключевой ставки. Компаниям необходимо удешевление кредитов, как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиционной активности. Кроме того, снижение ставок позволит уменьшить проценты по ипотеке и ослабить давление на потребительский спрос. Всё это в совокупности создает потенциал для снижения годовой инфляции до уровня 7–8%. В этих условиях Центробанк может учесть сигналы с рынка и пойти на умеренное смягчение политики — снижение ставки до 19%.

 


Наши проекты