Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел опрос среди 2000 жителей Москвы возрасте от 18 до 65 лет, чтобы выяснить, как аномальная жара влияет на повседневные расходы. Выяснилось, что в столице высокие температуры ощутимо сказываются на расходах: 67% москвичей признались, что с наступлением жары начали тратить больше обычного.
Дополнительные траты чаще всего касаются еды, напитков, такси и доставки. Так, 35% участников исследования заявили, что стали чаще заказывать доставку еды и воды. Чаще всего такой ответ давали сотрудники офисов, они отмечали, что из-за жары стали избегать обеденных прогулок. При это 26% респондентов, отметивших повышение трат, признались, что заметили за собой больше расходов на такси: передвижение в общественном транспорте при температуре выше +30 стало слишком утомительным. Большинство респондентов, давших такой ответ, заняты в торговле, общепите и сфере услуг. Еще 22% опрошенных москвичей отметили, что чаще покупают прохладительные напитки и мороженое, а 17% признались, что не могут пройти мимо работающего кондиционера в магазине и часто выходят оттуда с незапланированной покупкой.
На фоне увеличившихся повседневных расходов 43% респондентов стараются компенсировать их за счет других категорий — отказываются от походов в кафе, откладывают запланированные покупки, экономят на развлечениях. При этом 57% ответили, что никак не пытаются уравновесить рост расходов. Из них 31% отметили, что в жару им в целом труднее контролировать финансы: на фоне переутомления и раздражения они чаще совершают спонтанные онлайн-покупки или выбирают более дорогие варианты услуг, не сравнивая цены.
«Жара делает финансовое поведение менее рациональным: люди стремятся облегчить себе жизнь “здесь и сейчас”, даже если это приводит к лишним тратам. При этом москвичи — особенно уязвимая группа в такие периоды: темп города высокий, кондиционеров хватает не везде, а сами городские перемещения утомительны. Наш совет — фиксировать расходы в приложении или хотя бы вручную, чтобы не терять из виду незаметные повседневные траты, которые к концу месяца складываются в серьезные суммы», — говорит Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру».