Аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» провели исследование среди 2,5 тыс. россиян в возрасте от 18 до 65 лет, чтобы понять, как разные поколения относятся к обустройству дач и загородных участков.
Этим летом в соцсетях стал популярным новый тренд: ролики, где пользователи показывают трансформацию старых дач в стильные загородные пространства. Формат быстро превратился в вирусный челлендж — от покраски фасадов и установки уличной мебели до создания дизайнерских интерьеров и тщательного ландшафтного дизайна.
Результаты исследования «Выберу.ру» показали, что представители поколения X и бэби-бумеры воспринимают дачу прежде всего как хозяйственный объект. Для них главной задачей остается огород: 72% опрошенных отметили, что дача нужна для выращивания овощей и фруктов. При этом около 30% респондентов за последние несколько лет не выходили за пределы участка, занимаясь исключительно хозяйством.
Средний сезонный бюджет этой группы опрошенных не превышает 100 тыс. рублей. Среди них 24% тратят до 50 тыс. рублей за сезон, 48% — от 50 до 100 тыс. рублей, а 28% выделяют более 100 тыс. рублей. Значительная часть расходов приходится на оборудование теплиц и приобретение садового инвентаря.
Миллениалы чаще видят в даче пространство для отдыха и уединения. 58% опрошенных признались, что покупают или обустраивают загородные дома ради смены обстановки и создания удобного места для встреч с друзьями и близкими. Если они занимаются огородом, то скорее для удовольствия или экспериментов. Среди миллениалов 31% тратят на обустройство дачных участков до 100 тыс. рублей за сезон, 46% — от 100 до 150 тыс. рублей, а 23% выделяют более 150 тыс. рублей. Чаще их интересует восстановление старого строения, чем строительство нового.
Зумеры проявляют наибольшую активность в вопросе эстетики и визуальной привлекательности. Так, 67% опрошенных стремятся превратить дачу в «доску из пинтерест» в определенной эстетике коттеджкор –– стиль, который романтизирует сельскую жизнь. Строительство и благоустройство воспринимаются ими как публичный проект, рассчитанный на просмотры и вовлеченность аудитории. Средний сезонный бюджет зумеров: 12% тратят до 100 тыс. рублей, 47% — от 100 до 200 тыс. рублей, а 41% выделяют на обустройство дач более 200 тыс. рублей. Они вкладывают средства в дизайнерскую мебель, декор и нестандартные решения для интерьера и ландшафта и даже стилизованную дачную одежду.
Исследование показало, что среди зумеров только десятая часть (9%) имеет собственные участки, более половины (54%) только планируют покупку, а 37% занимаются преобразованием родительских владений.
«Представители старшего поколения рассматривают загородную недвижимость как функциональный объект для ведения приусадебного хозяйства, преимущественно сосредотачиваясь на огороде. Миллениалы оценивают дачу прежде всего с точки зрения рекреационного потенциала, используя ее для отдыха. Поколение зумеров чаще всего рассматривает участок как платформу для реализации лайфстайл-проектов, где главным фактором выступают возможности создания цифрового контента. Их «идеальное пространство» может включать занятия йогой на лужайке, выращивание декоративных растений, организацию эстетичных чаепитий, катание на велосипеде и летние заплывы на сапах. Эти различия в подходах отражаются как на уровне расходов, так и на приоритетах в обустройстве участков», –– говорит Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру».