Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: reclama@tpnews.ru

Как развивается рынок бизнес-карт в России: исследование Frank RG

A A= A+ 27.08.2020

В России рынок #карт для бизнеса растет кратно последние три года (и по объему, и по количеству транзакций). По оценке Frank RG, в 2019 году предприниматели провели 316,2 млн. операций по #бизнес-картам на сумму 4,3 трлн рублей. Такие данные содержит наше новое исследование «Российский рынок бизнес-карт 2020».

На развитие рынка бизнес-карт влияют следующие факторы:

Рост #транзакционной активности российского бизнеса в целом в 2017-2019 годах. По оценке Frank RG, в 2019 году объем b2b-транзакций увеличился почти на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Банки увидели в бизнес-картах продукт, на котором можно заработать. Для банков это источник комиссионного дохода, способ повысить транзакционную активность клиента и получить больше данных для клиентского профиля.

Появление большего количества случаев, когда оплата картой является единственным доступным способом оплаты: различные маркетплейсы, покупка рекламы (например, в соцсетях) или программного обеспечения (аккаунты Zoom, Slack, облачные сервисы и прочее).

Сегмент бизнес-карт развивается быстрее, чем развивался рынок розничных банковских карт. У людей уже сформирован паттерн использования карты для оплаты товаров и услуг. Карты для бизнеса, как платежный инструмент, очень похожи на предложения для граждан: форм-фактор, механика оплаты, программы лояльности. Одна из самых востребованных клиентами опций для бизнес-карты – это возможность привычной бесконтактной оплаты (PayPass, Apple Pay, Google Pay).

Несмотря на рост объема операций, оплата бизнес-картами занимает менее 1% в общем объеме b2b-транзакций в России. Эта доля существенно ниже, чем, например, в США, где еще три года назад около 4% расчетов между компаниями проводилось при помощи бизнес-карт. В Европе и Великобритании оплата картами также более распространена, чем в России.

Бизнес-карты — удобный инструмент для взаиморасчетов, но его использование во многом определяется:

  • законодательством (в частности, важно, насколько прост учет таких операций)
  • развитием b2b-эквайринга, возможности приема карт к оплате

В России ИП могут использовать карты как для бизнеса, так и для личных нужд, предприниматели не обязаны отчитываться за расходы. Но компании должны следить за целевым использованием средств по карте, готовить авансовые отчеты и собирать чеки. За последние 2-3 года бухгалтеры уже научились отражать такие операции в отчетности, однако прием карт к оплате в b2b-сегменте недостаточно распространен. Часто у бизнеса нет контрагентов, с которыми можно было бы рассчитаться по карте. Также возникают сложности с получением от продавца необходимых для бухгалтерии документов при оплате бизнес-картой.

В рамках исследования мы выделили ряд особенностей рынка бизнес-карт в России:

До 80% активных пользователей бизнес-карт формируют микро и малые предприятия. Основной пользователь бизнес-карт – индивидуальный предприниматель. Самые популярные категории трат: топливо, АЗС; food retail, супермаркеты и гипермаркеты; строительные товары, DIY; реклама в интернете, подписочные и облачные сервисы. До пандемии travel также входил в десятку лидеров, но в текущей ситуации командировочные расходы у бизнеса сократились почти до нуля.

В России наиболее распространены именные дебетовые карты, имеющие свой отдельный карточный счет. Дебетовая карта становится must have в предложении каждого банка, обслуживающего малый и микробизнес.

Кредитная карта — это продукт, который может стать новым драйвером рынка бизнес-карт. Пока продукт не сильно распространен на рынке, так как банки видят трудности в процедуре скоринга клиентов и модели доходности продукта (она отличается от классического кредита). Впрочем, половина опрошенных Frank RG экспертов считают кредитные карты для бизнеса перспективным направлением.

Основной тренд в 2020 году – виртуальные карты. Выпуск таких карт позволяет сократить расходы банка и сделать этот процесс удобнее для клиента (пользоваться картой можно сразу, без ожидания и визита в офис). Распространение виртуальных карт отвечает общему тренду по цифровизации — банковский сервис помещается у предпринимателя в смартфоне.

Глобально вектор развития рынка бизнес-карт определяют законодательство и технологии. Рассмотрим подробнее эти два фактора.

Законодательство. Рынок сильно зависит от требований регулятора и законодательных норм в части учета транзакций по бизнес-картам.

К примеру, упрощение процедуры бухучета карточных платежей снимет ряд барьеров. Сейчас есть сложности: нужно собирать чеки, хранить их, а бухгалтер не может учитывать операцию по бизнес-карте в одной «проводке».

В рамках существующего законодательства в части идентификации клиентов нереально вывести на рынок популярный в других странах продукт – предоплаченные карты для бизнеса.

Требования к процедуре скоринга заемщиков-компаний влияют на распространение кредитных бизнес-карт. Смягчение законодательства в этой части может дать новый толчок развитию рынка карт для бизнеса.

Еще одна угроза для рынка карт в целом — это потенциальное регулирование эквайринговых комиссий. Розничные банки уже предупреждали о негативном влиянии ограничения тарифов на программы лояльности по картам для граждан. Те же риски существуют и для сегмента бизнес-карт.

Государство держит курс на обеление бизнеса: финмониторинг уделяет особое внимание операциям компаний с наличными средствами. Бизнес-карта – это еще один инструмент, позволяющий предпринимателю упростить переход на безналичные расчеты. Поэтому изменения в законодательстве, упрощающие использование бизнес-карт, выгодны не только бизнесу, но и государству.

Технологии.

 Развитие технологий может как улучшить клиентский опыт использования бизнес-карт, так и сократить долю операций по картам и способствовать бОльшему распространению других платежных инструментов.

Автоматизация бухучета, упрощение интерфейса в интернет-банке (например, в части отображения назначения платежей по карте) и подобные улучшения могут повысить удобство использования бизнес-карт для расчетов.

Появляются финтех-решения для упрощения переводов по реквизитам банковского счета (b2b-инвойсинг, «безопасная сделка», «холдирование» средств и прочее) – это делает клиентский путь почти таким же коротким, как и при карточном платеже. В течение года ожидается запуск Системы быстрых платежей ЦБ в b2b-сегменте. От того, как будет реализовано и внедрено на рынок это решение, зависит переток части объема платежей бизнес-картами в этот сегмент.

Прогнозы.

Сейчас на рынок влияет, с одной стороны, цифровизация (как реакция граждан и банков на пандемию). С другой стороны, снижение бизнес-активности предпринимателей из-за экономического кризиса.

При этом бизнес-карта становится неотъемлемой частью комплексного предложения банков для бизнеса, особенно в сегменте МСБ. Некоторые участники рынка планируют запуск бизнес-карт в ближайшее время. Бизнес-карта может быть ключом к дополнительным сервисам (партнерские программы, идентификация и прочее).

Мы оценили потенциал рынка карт в сегменте МСБ: карточные платежи могут составить до 20-30% от оборота микро и малого бизнеса. Это произойдет при условии восстановления экономики и роста бизнес-активности.

Автор — проектный лидер Frank RG Анастасия Чувило


Наши проекты