Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Новые инвесторы и доверие к онлайн: как 2020 повлиял на финансовое поведение россиян

A A= A+ 02.04.2021

Отказ от пластика, рост #онлайн-покупок, доверие к #бесконтактным способам оплаты, управление #накоплениями не выходя из дома и инвестиционный бум – прошедший год и связанные с ним ограничения оказали влияние на многие сферы жизни россиян, в том числе отразились на отношении к деньгам и финансовом поведении. Райффайзенбанк провел исследование и выяснил, как 2020 изменил финансовые привычки клиентов.

Онлайн-платежи: новый уровень доверия

С введением ограничений в марте 2020 года расходы россиян сократились. И хотя уже к ноябрю средние траты на одного клиента восстановились до уровня 2019 года, предновогодние расходы заметно снизились год к году. Вынужденная самоизоляция и ограничения на путешествия сыграли свою роль, и каждый клиент в декабре 2020 потратил в среднем на 9% меньше, чем годом ранее. 

Один из ключевых трендов прошедшего года – рост доверия к онлайн платежам и каналам. Весной 2020 года доля онлайн-расходов в общем объеме трат начала резко расти, и в апреле клиенты банка совершили на 12% больше покупок и платежей онлайн, чем в марте. Начиная с этого периода расходы через цифровые каналы занимали до трети от всего объема. До марта 2020 года такое платежное поведение было нехарактерно для клиентов – онлайн-траты занимали не более 22% от всего оборота. 

Доля онлайн-покупок в марте выросла в среднем на 5% и с тех пор держится на стабильно высоком уровне в 35-37% вместо 30-32% в 2019 году. По прошествии года с момента введения ограничений можно говорить о стабильном снижении доли офлайн-расходов россиян и изменении финансовых привычек в сторону дистанционных платежей и операций. 

 

За время пандемии россияне стали меньше пользоваться пластиковыми картами, отдавая предпочтение бесконтактным способам оплаты. Исследование Райффайзенбанка показало резкий рост количества, объема, а также среднего чека платежей с использованием NFC и токенов в приложении или на сайте магазина, таких как Android Pay, Apple Pay, Google Pay и др. Количество таких операций увеличилось на 45%, средний чек – на 36%, а объем – почти вдвое. Теперь в среднем каждую вторую онлайн-операцию клиенты совершают с помощью NFC или токена и делают с их использованием более крупные покупки. 

 

Рост накоплений и дистанционное управление

В 2020 году существенно вырос спрос на накопительные продукты Райффайзенбанка – объем средств клиентов на счетах без учета инвестиций вырос на 30%. Драйвером роста стали накопительные счета – средства на них увеличились на рекордные 80%. 

Помимо интереса к банковским накопительным продуктам клиенты продемонстрировали готовность к почти полностью дистанционному управлению средствами. В 2019 году доля пополнений накопительных счетов через онлайн-каналы – в интернет- и мобильном банке – составляла 55%. Весной 2020 года ситуация резко изменилась, и в апреле 80% пополнений клиенты совершили онлайн. Вплоть до июля на отделения приходилось рекордно низкое число пополнений – 20%. С ослаблением ограничительных мер часть операций вернулась в отделения, и в среднем по году чуть более 60% пополнений пришлось на цифровые каналы. Доля онлайн-пополнений продолжает плавно расти, оставаясь основным способом перевода денег на накопительный счет.   

Благодаря самоизоляции и другим ограничениям 2020 года доверие к онлайн-каналам в вопросах управления сбережениями выросло. Однако оно все еще уступает офлайн-каналам – очень крупные суммы клиенты предпочитают вносить в отделениях банка. Такой вывод можно сделать, проанализировав динамику среднего чека пополнений накопительных счетов. Средний чек онлайн-пополнения за прошедший год вырос более чем в два раза и составил среди клиентов Райффайзенбанка почти 320 тыс. рублей. Средний чек в отделениях также увеличился в 1,5 раза, при этом он остается выше, чем в цифровых каналах, и составляет около 460 тыс. рублей.


Наши проекты