Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Насколько хорошо россияне понимают термин «инфляция»?

A A= A+ 09.03.2022

Россияне за последние несколько лет стали лучше понимать, что такое инфляция, и рассчитывать ее влияние на покупательную способность. Об этом говорят данные НАФИ, полученные в результате исследования по оценке уровня финансовой грамотности населения[1].

Исследования НАФИ показывают, что за последние четыре года выросла доля россиян, которые понимают, что такое инфляция (рост на 10 п.п. до 76%) и как ее рост влияет на стоимость жизни. Респондентов просили подтвердить или опровергнуть суждение о том, что высокая инфляция означает быстрый рост стоимости жизни (правильный ответ – суждение верно).

Больше людей стали правильно рассчитывать влияние инфляции на покупательную способность (в 2018 году правильно рассчитывали 48% опрошенных, в 2022 – 60%).  Для оценки респондентов просили ответить, что произойдет с покупательной способностью определенной суммы денег за год при условии годовой инфляции в 10% (правильный ответ – «Через год на эту сумму денег можно будет купить меньше, чем сегодня»).

Лучше всего в вопросах инфляции разбираются мужчины старше 40 лет – жители крупных городов, имеющие высокий доход и высшее образование. Молодежь и люди, проживающие в сельской местности, напротив, демонстрируют более низкий уровень знаний в этих вопросах.

 

Методология:

Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2022 г. Опрошено 1000 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

 

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

 

Таблица 1. Доля россиян, правильно ответивших на вопрос о понимании термина «инфляция» (респондентов просили подтвердить или опровергнуть суждение о том, что высокая инфляция означает быстрый рост стоимости жизни), % от всех опрошенных

 

%

2018

66

2022

76

 

Таблица 2. Доля россиян, правильно ответивших на вопрос о расчете влияния инфляции на покупательную способность (для оценки респондентов просили ответить, что произойдет с покупательной способностью определенной суммы денег за год при условии годовой инфляции в 10%, правильный ответ – «Через год на эту сумму денег можно будет купить меньше, чем сегодня»), % от всех опрошенных

 

%

2018

48

2022

60

 

Источник: НАФИ

 


[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2022 г. Опрошено 1000 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.


Наши проекты