Тел.: +7 (495) 708-32-81, (499) 245-02-13  •  E-mail: [email protected]

Треть россиян изменили СВОИ сберегательные стратегии в новой социально-экономической ситуации

A A= A+ 14.03.2022

Социально-экономическая конъюнктура в России стремительно меняется. Для того, чтобы отслеживать эти изменения и реакции населения на них, запущен Оперативный социально-экономический мониторинг НАФИ. Будьте в курсе событий – следите за нашими новостными рассылками!

МОСКВА, 14 марта 2022 года. Изменение экономической конъюнктуры повлияло на финансовое поведение населения – россияне начали чаще откладывать средства, применяя разные финансовые стратегии. В рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ сравнил типичное сберегательное поведение россиян (как люди обычно распоряжались доходами в повседневной жизни) с их поведением в изменившихся социально-экономических условиях (как распоряжаются деньгами сейчас и планируют ли формировать сбережения в самое ближайшее время) [1]. Доля россиян, которые стараются так или иначе сберегать часть своих средств, выросла с 68% до 81%.

Существуют три основных способа распоряжения средствами: сначала отложить часть дохода, а затем потратить оставшиеся деньги на текущие нужды; сначала потратиться на повседневные нужды, а остаток средств отложить «про запас»; и, наконец, потратить весь доход, ничего не сберегая на будущее.

 «Как Вы (Ваша семья) распоряжаетесь доходами в повседневной жизни?», % от всех опрошенных

 

ДО изменения социально-экономической ситуации

ПОСЛЕ изменения социально-экономической ситуации

Откладываем средства

68

81

Стараемся сначала что-то отложить, а остальные деньги тратим на текущие нужды

23

29

Тратим деньги на текущие нужды, а что остается – откладываем

45

52

Тратим все деньги на текущие нужды и ничего не откладываем

30

16

Затрудняюсь ответить

2

3


Изменения коснулись всех основных стратегий распоряжения финансами. Доля россиян, старающихся при получении дохода сначала откладывать часть средств, а остаток тратить на текущие потребности, после изменения социально-экономической ситуации выросла на 6 п.п. с 23% до 29%.

Выросла и доля тех, кто сначала расходует часть полученных средств на удовлетворение текущих нужд, а остаток пытается сберегать (рост на 7 п.п. с 45% до 52%). Эта стратегия по-прежнему лидирует, и несмотря на то, что ее нельзя назвать финансово грамотной, у ее приверженцев по меньшей мере существует установка на формирование накоплений.

Доля россиян, которые считают, что не нужно откладывать часть дохода и делать какие-либо сбережения, сократилась на 14 п.п. с 30% до 16%.   

Наиболее рациональное поведение с точки зрения управления личными финансами демонстрируют граждане в возрасте 25-44 лет – в этой возрастной группе наблюдается выраженная смена сберегательной стратегии в сторону формирования ежемесячных накоплений.

 

Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«На протяжении десятилетия систематических замеров финансового поведения россиян, мы видим устойчивый тренд на увеличение доли граждан, которые делают ежемесячные сбережения. Нынешняя социально-экономическая ситуация стала своего рода проверкой на прочность выработанных практик управления личными финансами. Для большинства граждан текущее состояние неопределённости лишь укрепило или ускорило переход к практике рационального сберегательного поведения. В то же время часть россиян склонны продолжать тратить средства, не учитывая необходимость откладывать деньги и закрывая имеющиеся потребности, в том числе запасаясь товарами, которые потенциально могут быть дефицитными. Подобные траты часто могут носить импульсивный и нерациональный характер, учитывая воздействие общего негативного новостного фона, а также данных из непроверенных, недостоверных источников».

Методология:

Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

 

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

 

[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.


Наши проекты